ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 42, 1-4. 6-7
Чтение книги пророка Исаии.
Так говорит Господь:
1 Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд.
2 Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах.
3 Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине.
4 Не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова.
6 Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников,
7 чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 29
Припев: Бог благословляет миром Свой народ.
1 Воздайте Господу, сыны Божии.*
2 Воздайте Господу славу имени Его,
поклонитесь Господу*
в благолепном святилище Его.
3 Глас Господень над водами,*
Господь над водами многими.
4 Глас Господа силен;*
глас Господа величествен.
3 Бог славы возгремел,*
9 и во храме Его всё возвещает о Его славе.
10 Господь восседал над потопом,*
и будет восседать Господь царём вовек.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Деян 10, 34-38
Чтение Деяний святых Апостолов.
В те дни:
34 Пётр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен; 35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. 36 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. 37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: 38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом; потому что Бог был с Ним.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 3, 15-16. 21-22
Аллилуйя. Разверзлись небеса, и исшёл глас Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. Аллилуйя.
+Чтение святого Евангелия от Луки.
В то время:
15 Когда народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, – 16 Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
21 Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, 22 и Дух Святой нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!
Сегодня мы отмечаем праздник Крещения Господня. Иисус, Сын Божий, принимает крещение от Иоанна Крестителя в реке Иордан. Зная значение этого таинства и последствия его принятия, мы можем задаться вопросом: почему Иисус стоит среди грешников как один из них, если Он не совершил ни одного греха? — Ответ очень прост: Бог желает сказать грешному человеку, каждому из нас, что мы важны для Него. Он никого не презирает – напротив, из любви Он проявляет солидарность с человечеством, терзаемым грехом, становясь его частью. Таким образом Иисус открывает нам истинный лик Бога, в которого мы верим. Каков этот лик?
Во-первых, это лик Отца, с заботливой любовью склонившегося над своими детьми. Он не ожидает от нас безупречности, не смотрит на нас через призму наших достоинств. Он желает одного: заключить каждого из нас в свои объятия, чтобы облегчить страдания, связанные с отдалением, вызванным грехом. Он желает возложить на нас Свою творческую и обновляющую руку, которая есть Его Дух, и донести до наших ушей слово любви, ставшее плотью в Иисусе. В Нем и через Него Бог говорит мне и тебе: Ты — Мое возлюбленное дитя, в тебе Мое благоволение.
Во-вторых, Иисус открывает нам Бога, который милостив в Своей справедливости. Он не ждет, пока мы изменимся или обратимся. Поскольку мы имеем греховную природу, мы не можем справиться со своими грехами и слабостями без Его помощи. Поэтому Бог призывает нас прийти к Нему со своими тяготами, как это сделали те, среди которых находился Иисус в день своего крещения. Обращение не достигается исключительно нашими собственными усилиями, но является делом благодати Божией, с которой мы должны сотрудничать. Это подтверждается словами святого Павла из Послания к Титу 2,11: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех людей, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа…». Без благодати Божьей, без Иисуса Христа никакие наши усилия не принесут долгосрочных результатов. И в Нем мы находим прощение всех наших грехов и полное оправдание.
В-третьих, Бог, которого открывает Иисус, — это Тот, Кто дает Святого Духа. Об Иисусе Иоанн Креститель сказал: «…идёт более Сильный, чем я, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк 3,16). Иисус ничего не делает в одиночку, но в единстве с Отцом. Бог, который в Ветхом Завете объявил, что вдунет Своего Духа в человеческие сердца, чтобы изменить их и сделать чувствительными, теперь исполняет Свое обещание в Своем Сыне. Иисус Христос, помазанный Святым Духом, обильно излил Его на Свою Церковь в день Пятидесятницы. Мы, как верующие, крещенные во имя Святой Троицы, сегодня участвуем в Его божественной жизни, потому что именно Дух Божий обитает в нас и руководит нами (ср. Рим 8,14).
Благодарные Богу за дар нашего крещения, которое уже не является крещением покаяния, но погружением в смерть и воскресение Иисуса, нашего Спасителя и Господа, давайте еще раз посмотрим на наши отношения с Богом Отцом и ответим на простой, но очень важный сегодня вопрос: имеет ли Бог, в которого я верю, тот лик, который показал нам Иисус? И пусть осознание того, что мы — дети Божьи, любимые Отцом, оправданные Сыном и помазанные Святым Духом, сопровождает нас в нашей повседневности, чтобы мы могли идти по жизни, давая ясное и радостное свидетельство о своей вере.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове