Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Мф 5, 8
папа и бедный 1

V ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БЕДНЫХ

ПОСЛАНИЕ СВЯТОГО ОТЦА ФРАНЦИСА

Тридцать третье воскресенье обычного времени,
14 ноября 2021 г.

«Бедные всегда с вами» (Мк 14,7)


1. «Бедные всегда с вами» ( Мк  14,7). Иисус сказал эти слова во время трапезы в Вифании, в доме некоего Симона, называемого «прокаженным», за несколько дней до Пасхи. Как рассказывает евангелист, женщина вошла с алебастровой вазой, полной очень драгоценных духов, и вылила ее на голову Иисуса. Этот жест вызвал большое изумление и вызвал два разных толкования.

Во-первых, это возмущение некоторых из присутствующих, в том числе учеников, которые, учитывая стоимость духов — около 300 динариев, что эквивалентно годовой зарплате рабочего, — думают, что было бы лучше продать их и отдать вырученные средства. бедным. Согласно Евангелию от Иоанна, именно Иуда интерпретирует это положение: «Почему этот аромат не был продан за триста динариев и не отдан бедным?». И евангелист отмечает: «Он сказал это не потому, что заботился о бедных, а потому, что был вором и, хранив сундук, брал то, что в него клали» (12.5-6). Неслучайно эта резкая критика исходит из уст предателя: это доказательство того, что те, кто не признает бедных, предают учение Иисуса и не могут быть его учениками. В этой связи вспомним сильные слова Оригена: «Казалось, Иуда беспокоился о бедных […]. Если теперь есть еще кто-то, кто имеет кошелек Церкви и говорит в пользу бедных, как Иуда, но затем берет то, что они вложили внутрь, тогда он получает свою долю вместе с Иудой »(Комментарий к Евангелию от Матфея , 11, 9).

Вторая интерпретация дана самим Иисусом и позволяет нам понять глубокий смысл жеста, сделанного женщиной. Он говорит: «Оставьте ее в покое; почему ты ее беспокоишь? Он сделал мне доброе дело »( Мк. 14.6). Иисус знает, что его смерть близка, и он видит в этом жесте ожидание помазания своего безжизненного тела перед тем, как его поместят в гробницу. Это видение превосходит все ожидания посетителей. Иисус напоминает им, что он первый бедняк, самый бедный из бедных, потому что он представляет их всех. И также во имя бедных, одиноких, маргинализированных и дискриминируемых Сын Божий принимает жест этой женщины. Она своей женской чувствительностью показывает, что она единственная, кто понимает состояние ума Господа. Эта безымянная женщина, возможно, по этой причине предназначенная представлять всю женскую вселенную, которая на протяжении веков не будет иметь голоса и будет страдать от насилия, знаменует значительное присутствие женщин, которые принимают участие в кульминационном моменте жизни Христа: Его распятии, смерть и погребение и его появление как Воскресшего. Женщины, которые так часто подвергаются дискриминации и отстраняются от ответственных постов, вместо этого становятся главными героями истории откровений на страницах Евангелий. И заключительное выражение Иисуса, который связывает эту женщину с великой миссией евангелизации, красноречиво: «Истинно говорю вам: где бы ни было провозглашено Евангелие для всего мира, то, что она сделала, также будет сказано в память о ней. ее» (Мк  14.9).

2. Это сильное «сочувствие» между Иисусом и женщиной и то, как он интерпретирует свое помазание, в отличие от шокирующего видения Иуды и других, открывает плодотворный путь для размышлений о неразрывной связи, существующей между Иисусом, бедные и провозглашение Евангелия.

Фактически, лицо Бога, которое Он открывает, — это лицо Отца для бедных и близких к бедным. Вся работа Иисуса утверждает, что бедность — это не плод судьбы, а конкретный знак Его присутствия среди нас. Мы не находим его, когда и где хотим, но мы узнаем его в жизни бедных, в их страданиях и нищете, в порой бесчеловечных условиях, в которых они вынуждены жить. Я никогда не устаю повторять, что бедные — истинные евангелисты, потому что они были первыми, кто был евангелизирован и призван разделить блаженство Господа и Его Царства (ср.  Мф  5 : 3).

Бедные  любого состояния и любой широты  благовествуют нам , потому что они позволяют нам заново открывать для себя самые настоящие черты лица Отца по-новому. «Им есть чему нас научить. Помимо участия в  sensus fidei, своими страданиями познают страдающего Христа. Необходимо, чтобы все мы позволяли им благовествовать. Новая евангелизация — это приглашение признать спасительную силу своей жизни и поставить их в центр пути Церкви. Мы призваны открывать в них Христа, давать им свой голос в их делах, но также быть их друзьями, слушать их, понимать их и приветствовать таинственную мудрость, которую Бог хочет передать нам через них. Наши обязательства не сводятся исключительно к действиям или программам продвижения и помощи; то, что Дух приводит в движение, — это не избыток активности, а прежде всего внимание обращался к другому, считая его одним с самим собой. Это любящее внимание — начало истинной заботы о его личности, и начиная с него я хочу эффективно искать его блага »(Апостольское  увещевание Evangelii gaudium , 198–199).

3. Иисус не только на стороне бедных, но и  делится с ними. та же судьба. Это сильное учение также для его учеников во все времена. Его слова «бедные всегда с вами» также указывают на это: их присутствие среди нас постоянно, но оно не должно приводить к привычке, которая превращается в безразличие, а, скорее, вовлекать в совместную жизнь, которая не допускает прокси. Бедные — это не люди, «внешние» по отношению к сообществу, а братья и сестры, с которыми можно разделить страдания, облегчить их дискомфорт и маргинализацию, чтобы восстановить их утраченное достоинство и обеспечить необходимую социальную интеграцию. С другой стороны, мы знаем, что жест милосердия предполагает благодетеля и получателя, в то время как совместное использование порождает братство. Раздача милостыни случается; обмен, с другой стороны, длится долго. Первый рискует удовлетворить тех, кто его выполняет, и унизить тех, кто его получает; второй укрепляет солидарность и создает необходимые условия для достижения справедливости. Короче говоря, верующие, когда они хотят увидеть Иисуса лично и прикоснуться к нему рукой, знают, куда обратиться: бедные — это таинство Христа, они представляют Его личность и относятся к нему.

У нас есть много примеров святых, которые делятся с бедными своим жизненным планом. Я думаю, среди прочего, об отце Дамиано де Веустер, святом апостоле прокаженных. Он великодушно откликнулся на призыв отправиться на остров Молокаи, который стал гетто, доступным только для прокаженных, жить и умереть вместе с ними. Он закатал рукава и сделал все, чтобы жизнь этих бедных, больных и маргинализованных, доведенная до крайней степени деградации, была достойной жизни. Он стал врачом и медсестрой, не обращая внимания на риск, которому он подвергался, и в эту «колонию смерти», как называли остров, он принес свет любви. Проказа также поразила его — знак полного разделения с братьями и сестрами, за которых он отдал свою жизнь. Его свидетельство очень актуально в наши дни,

4. Поэтому нам нужно с полной убежденностью придерживаться приглашения Господа: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк  1:15). Это  преобразование он состоит, в первую очередь, в том, чтобы открыть наши сердца для распознавания разнообразных проявлений бедности и в проявлении Царства Божьего через образ жизни, соответствующий исповедуемой нами вере. Часто бедные рассматриваются как отдельные люди, как категория, нуждающаяся в определенных благотворительных услугах. В этом отношении следование за Иисусом подразумевает изменение менталитета, то есть принятие вызова разделения и участия. Стать его учениками подразумевает выбор не накапливать сокровища на земле, которые создают иллюзию безопасности, на самом деле хрупкой и эфемерной. Вместо этого требуется готовность освободиться от любых ограничений, которые мешают достичь истинного счастья и блаженства, признать то, что постоянно и не может быть уничтожено кем-либо и ничем (ср.  Mt. 6.19-20).

Даже в этом случае учение Иисуса идет против течения, потому что оно обещает то, что только глаза веры могут увидеть и испытать с абсолютной уверенностью: «Всякий, кто покинул дом, или братья, или сестры, или отец, или мать, или дети, поля имени Моего, он получит стократно и наследует жизнь вечную »( Мф  19:29). Если вы не захотите стать бедным из-за эфемерного богатства, мирской власти и тщеславия, вы никогда не сможете отдать свою жизнь из любви; вы будете жить фрагментированным существованием, полным добрых намерений, но неспособным изменить мир. Следовательно, речь идет о решительном открытии себя благодати Христа, Который может сделать нас свидетелями Его безграничной милосердия и восстановить доверие к нашему присутствию в этом мире.

5. Евангелие Христа побуждает нас уделять особое внимание бедным и призывает нас признать множество, слишком много форм морального и социального беспорядка, которые всегда порождают  новые формы бедности . Концепция, согласно которой бедные не только несут ответственность за свое положение, но и являются невыносимым бременем для экономической системы, которая ставит интересы некоторых привилегированных категорий в центр, кажется, набирает обороты. Рынок, игнорирующий или выбирающий этические принципы, создает бесчеловечные условия, влияющие на людей, которые уже живут в опасных условиях. Таким образом, мы являемся свидетелями создания все новых ловушек бедности и отчуждения, создаваемых недобросовестными экономическими и финансовыми субъектами, лишенными гуманности и социальной ответственности.

В прошлом году, кроме того, была добавлена ​​еще одна чума, которая еще больше увеличила число бедных: пандемия. Он продолжает стучаться в двери миллионов людей и, когда он не приносит страданий и смерти, остается предвестником бедности. Бедных резко увеличилось и, к сожалению, они останутся в ближайшие месяцы. Некоторые страны страдают от очень серьезных последствий пандемии, в результате чего наиболее уязвимые люди оказываются лишенными предметов первой необходимости. Длинные очереди перед бесплатными кухнями — явный признак этого ухудшения. Тщательный взгляд требует, чтобы были найдены наиболее подходящие решения для борьбы с вирусом во всем мире, не преследуя при этом корыстные интересы. В частности, необходимо дать конкретные ответы тем, кто страдает от безработицы, что резко влияет на многих отцов семей, женщин и молодых людей. Социальная солидарность и щедрость, на которые, слава Богу, способны многие, в сочетании с дальновидными проектами по продвижению человечества вносят и внесут очень важный вклад в эту ситуацию.

6. Однако остается открытым вопрос, который отнюдь не очевиден: как можно дать осязаемый ответ миллионам бедняков, которые часто находят в результате только безразличие, а не раздражение? Какой путь справедливости необходимо пройти, чтобы преодолеть социальное неравенство и восстановить человеческое достоинство, которое так часто попирается? Индивидуалистический образ жизни способствует возникновению бедности и часто возлагает всю ответственность за свое состояние на бедных. Но бедность — это не плод судьбы, это следствие эгоизма. Поэтому очень важно дать жизнь  процессам развития,  в которых ценится  каждый., так что взаимодополняемость навыков и разнообразие ролей приводят к общему ресурсу участия. Есть много бедствий «богатых», которые можно было бы вылечить богатством «бедных», если бы они только встречались и знали! Никто не настолько беден, что не может дать что-то от себя во взаимности. Бедными не могут быть только те, кто получает; они должны быть в состоянии дать, потому что они хорошо знают, как отвечать. Сколько примеров обмена перед нашими глазами! Бедные часто учат нас солидарности и общению. Правда, это люди, которым чего-то не хватает  , часто им не хватает  многого  и даже  необходимого , но им не хватает  всего.потому что они сохраняют достоинство детей Божьих, которое ничто и никто не может отнять у них.

7. Вот почему  требуется другой подход к бедности.. Это вызов, который правительства и мировые институты должны принять с помощью дальновидной социальной модели, способной противостоять новым формам бедности, которые влияют на мир и которые решительно означают грядущие десятилетия. Если бедняки маргинализируются, как если бы они были виновниками своего положения, тогда сама концепция демократии подрывается, и любая социальная политика становится несостоятельной. С великим смирением мы должны признать, что перед бедными мы часто оказываемся некомпетентными. Мы говорим о них абстрактно, останавливаемся на статистике и думаем, что можем двигаться дальше с некоторыми документальными фильмами. Бедность, напротив, должна провоцировать творческое планирование, которое позволяет повысить эффективную свободу, чтобы иметь возможность реализовывать существование с учетом возможностей каждого человека. Это иллюзия, от которой следует держаться подальше — думать, что свобода допускается и увеличивается благодаря обладанию деньгами. Служение бедным эффективно побуждает к действиям и позволяет нам найти наиболее подходящие способы возродить и продвинуть эту часть человечества, которая слишком часто анонимна и безгласна, но с запечатленным на ней лицом Спасителя, который просит о помощи.

8. «Бедные всегда с вами» ( Мк  14,7). Это приглашение никогда не упускать из виду предлагаемую возможность творить добро. На заднем плане вы можете увидеть древнюю библейскую заповедь: «Если среди вас есть брат, который в нужде […], вы не ожесточите свое сердце и не закроете руку перед братом. в нужде, но вы откроете ему руку и дадите ему то, что необходимо для той нужды, в которой он оказался. […] Дайте ему щедро, и пока вы его даете, ваше сердце не печалится. Именно поэтому Господь, Бог твой, благословит тебя в каждом деле и во всем, к чему ты приложишь руку, потому что нищих никогда не будет недостатка на земле »( Втор. 15.7-8.10-11). Апостол Павел находится на той же волне, когда он увещевает христиан своих общин помогать бедным из первой общины Иерусалима и делать это «не с печалью или силой, потому что Бог любит дающих с радостью» ( 2 Кор.  9, 7). Это не вопрос облегчения нашей совести милостыней, а скорее противодействие культуре безразличия и несправедливости, с которой человек относится к бедным.

В этом контексте также хорошо вспомнить слова св. Иоанна Златоуста: «Кто великодушен, тот не должен просить отчета о своем поведении, но только улучшает положение бедности и удовлетворяет нужду. У бедных есть только одна защита: их бедность и состояние нужды, в котором они находятся. Не спрашивайте его больше ни о чем; но даже если бы он был самым нечестивым человеком в мире, если бы ему не хватало необходимой пищи, давайте освободим его от голода. […] Милосердный человек — порт для нуждающихся: порт приветствует и освобождает от опасности всех потерпевших кораблекрушение; независимо от того, являются ли они преступниками, добрыми или находятся в опасности, порт укрывает их на своем входе. Поэтому и вы, когда видите на земле человека, потерпевшего кораблекрушение в нищете, не судите, не просите отчета за его поведение,Беседы о бедном Лазаре , II, 5).

9. Чрезвычайно важно повысить чуткость, чтобы понять потребности бедных, которые постоянно меняются, как и условия жизни. Фактически, сегодня в наиболее экономически развитых регионах мира люди менее, чем в прошлом, готовы бороться с бедностью. Состояние относительного благополучия, к которому человек привык, затрудняет принятие жертв и лишений. Мы готовы на все, чтобы не лишиться того, что получилось в результате легкого завоевания. Таким образом, человек впадает в злобу, спазматическую нервозность, претензии, ведущие к страху, тревоге и, в некоторых случаях, к насилию. Это не критерий, по которому строить будущее; тем не менее, это тоже формы бедности, от которых невозможно оторваться. Мы должны быть открыты для чтения знамений времени, которые выражают новые способы евангелизации в современном мире. Немедленная помощь в удовлетворении потребностей бедных не должна мешать нам проявлять дальновидность и проявлять новые признаки христианской любви и милосердия в ответ на новые бедствия, с которыми сегодня сталкивается человечество.

Я надеюсь, что  Всемирный день бедных , который отмечается в пятый раз, сможет все больше и больше укореняться в наших поместных церквях и открывать путь евангелизационному движению, которое в первую очередь встречает бедных там, где они находятся. Мы не можем дождаться, когда они постучат в нашу дверь, нам необходимо срочно связаться с ними в их домах, больницах и домах престарелых, на улицах и в темных углах, где они иногда прячутся, в приютах и ​​центрах приема … важно понимать, что они чувствуют, что они чувствуют и какие желания у них в сердце. Мы воплощаем в жизнь искренние слова дона Примо Маццолари: «Я хотел бы попросить вас не спрашивать меня  , есть ли бедные люди ,  кто они и сколько их, потому что я боюсь, что такие вопросы отвлекают или представляют собой предлог, чтобы избежать точных указаний на совесть и сердце. […] Я никогда не считал бедных, потому что их нельзя сосчитать: бедные обнимают друг друга, их не сосчитать »(«Сейчас» п. 7 — 15 апреля 1949 г.). Среди нас есть бедняки. Каким было бы евангелизмом, если бы мы могли сказать со всей правдой: мы тоже бедны, потому что только так мы сможем по-настоящему распознать их и сделать их частью нашей жизни и инструментом спасения.

Рим, Сан-Джованни-ин-Латерано, 13 июня 2021 г.,
память святого Антония Падуанского

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости