ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Прем 12, 13. 16-19
Чтение книги Премудрости Соломона.
13 Кроме Тебя, Господи, нет Бога,
который имеет попечение о всех,
чтобы доказывать Тебе, что Ты несправедливо судил.
16 Ибо сила Твоя есть начало правды,
и то самое, что Ты господствуешь над всеми,
располагает Тебя щадить всех.
17 Силу Твою Ты показываешь
не верующим всемогуществу Твоему
и в не признающих Тебя обличаешь дерзость;
18 но, обладая силою, Ты судишь снисходительно,
и управляешь нами с великою милостью;
ибо могущество Твое всегда в Твоей воле.
19 Но такими делами Ты поучал народ Твой,
что праведному должно быть человеколюбивым,
и внушал сынам Твоим благую надежду,
что Ты даешь время покаянию во грехах.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 85
Припев: Господа прославят все народы мира.
5 Ибо Ты, Господи, благ и милосерд*
и многомилостив ко всем, призывающим Тебя.
6 Услышь, Господи, молитву мою*
и внемли гласу моления моего.
9 Все народы, Тобою сотворенные, придут†
и поклонятся пред Тобою, Господи,*
и прославят имя Твое.
10 Ибо Ты велик и творишь чудеса, –*
Ты, Боже, един Ты.
15 Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный,*
долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
16 призри на меня*
и помилуй меня.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Рим 8, 26-27
Чтение Послания святого Апостола Павла к Римлянам.
Братья:
26 Дух подкрепляет нас в немощах наших, ибо мы не знаем, о чем молиться, и как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. 27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.
ЕВАНГЕЛИЕ Мф 13, 24-43
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
Благословен Ты, Отче, Господи неба и земли,*
что тайну Царства открыл младенцам.
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
+Чтение святого Евангелия от Матфея.
В то время:
24 Другую притчу предложил Иисус народу, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. 25 Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел. 26 Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. 27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господи! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? 28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? 29 Но он сказал: нет; чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы. 30 Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, 32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.
34 Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, 35 да сбудется сказанное через пророка, который говорит:
«отверзу в притчах уста Мои;
изреку сокровенное от создания мира».
36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. 37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; 38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; 39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. 40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего. 41 Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие. 42 И ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов. 43 Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да услышит!
История сосуществования добра со злом начинается уже в раю. В Книге Бытия мы читаем, что все сотворенное Богом было хорошим и даже весьма хорошим (см. Бытие 1, 1–31). Но враг человека (сатана) посеял в сердцах первых людей «плевелы» сомнения в благости Бога, Его любви и авторитете как Творца: Подлинно ли сказал Бог: «Не ешьте ни от какого дерева в раю»? (Быт 3, 1) и: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт 3, 4–5). И так началось совместное существование хорошей «пшеницы» и «сорняков», пресловутых «плевел». Иисус Христос, рассказывая в сегодняшнем Евангелии притчу о плевелах, а также о горчичном зерне и закваске, не собирался ни у кого вызывать страх.
Бог не пугает Страшным Судом, адом или вечным проклятием. Он исполнен милосердия, и Ему принадлежит суд, заключающийся в том, чтобы отделить добро от зла. Бог сделает это в конце времен, а не человек. Только любящий Бог может спасти и преобразить человека и этот мир, избавить окончательно от зла, дав жизнь вечную, жизнь самого Бога. Иисус Христос, как семя, брошенное в землю мира, умер на кресте, отдав из любви свою жизнь в дар каждому человеку. Именно Он и есть та самая лучшая «пшеница», которая принесла плоды воскресения и вечной жизни для нас. Именно Он устранил «плевелы» сомнений в том, любит ли Бог человека и заботится ли Он о нем. Он возлюбил нас до конца, чтобы мы могли быть с Ним в Царстве Отца. Деятельность Иисуса не была зрелищной по мировым меркам, а смиренной и тихой. Иисус прошел по земле, неся всем благо. Добро, которое мы делаем тайно, из любви к нашим ближним, не будет забыто, даст плоды в вечности! Мы спрашиваем о существовании зла и злых людей, неоднократно мир обвиняет Бога во зле, которое допускает сам. Царство Божие открыто для всех, Бог ниспосылает дождь и солнце на праведных и неправедных (Мф 5, 45). Иисус сеет семя Евангелия на поле, которым является мир и человек, зная, что земля различна (евр.: «адама» означает земля, следовательно, «адам» – человек).
Также недружелюбный человек (дьявол) работает на этом поле, сея яд неверия, эгоизма, идолопоклонства, отдаления от Бога и Его любви. Он делает это во время сна, который является отсутствием бодрствования. Зло – это работа дьявола, а не Бога (см. Прем 2, 24), и будет сосуществовать с добром до возвращения Христа. «Плевелы» в этой притче, греческое слово «Zizania» – это транслитерация еврейского зонин, названия ядовитого райграса, который к моменту появления колосьев напоминает по внешнему виду пшеницу. Поскольку проросшие стебли пшеницы и плевел трудно различить, поэтому их нужно оставлять вместе до сбора урожая. Человек подвержен искушению немедленно устранить самостоятельно зло:хочешь ли, мы пойдем, выберем их?(Мф 13, 28). То есть желает устранить человека, отождествляемого с этим злом, но все мы грешники и склонны совершать зло (Рим 3, 23). Нелегко прощать нанесенное нам зло, вред, насилие, неправду, всегда отвечать добром и прощением. Мы сами допускаем дурные поступки, мысли, слова. Церковь – это община грешников, которые находятся на пути обращения! Иисус показывает путь терпения и милосердия ко всем людям: «нет; чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы. Оставьте расти вместе то и другое до жатвы» (ст. 29 и 30).
Мы можем возмущаться тем, как Бог может терпеть зло? Но Он может любое зло привести к чему-то хорошему. Слово Божие из Послания к Римлянам говорит: когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (5, 20), милосердная любовь, безусловное прощение. Только в конце времен Бог, как и обещал в своем Слове, свяжет и уничтожит зло, распространенное по всему миру. Он уничтожит зло, а не человека! Он отделит то, что ценно, от бесполезного, добро от зла. Граница между добрым Божьим семенем и семенем сатаны проходит в человеческом сердце. В сердце вырастают «плевелы» греха: Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк 7, 21–23); либо хорошая «пшеница» – плоды Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5, 22–23). Христиане, оживленные любовью Святого Духа, идут по пути творения добра, которое может быть скрытым, малым, тихим, имеет в себе великую силу, силу роста. Как и крошечное горчичное зерно, которое вырастает в большое дерево, и закваска, способная заквасить три меры муки, то есть 40 килограмм, что достаточно для 150 человек. Посев может быть небольшим, скромным, но когда Христос вернется, мы увидим обильный его плод и урожай. Мы не можем тратить наше настоящее впустую. Посев длится, воскресший Господь продолжает свою деятельность среди нас, сея доброе семя Божьего Слова.
Полнота Божьего Царства еще не наступила, мы постоянно находимся в динамике развития, возможности обращения, плодоношения, чтобы в День Суда увидеть Божью работу: окончательное связывание, уничтожение зла и победу добра! В книге «Память и идентичность» Иоанн Павел II в первой главе «Misterium iniquitatis: Сосуществование добра и зла» объясняет значение притчи о пшенице и плевелах (Мф 13, 24–30). В ней мы можем прочитать: «Зло всегда – отсутствие некоего добра, которое должно присутствовать в данном бытии, это всегда недостаток чего-то. Оно никогда не является абсолютным отсутствием добра. Каким образом зло растет и развивается на здоровой почве добра, это, в некоторой степени, тайна. Тайна в равной степени и добро, которое зло не сумело уничтожить, добро, укрепляющееся вопреки злу на той же почве. Вспоминается евангельская притча о пшенице и плевелах (ср. Мф 13, 24–30). Когда слуги спросили хозяина: «Если хочешь, мы пойдем и соберем плевелы?», – он ответил весьма знаменательным образом: «Нет, чтобы вы, собирая сорную траву, не вырвали с ними вместе и пшеницу. Позвольте им расти до жатвы; а во время жатвы я скажу жнущим: «Сперва соберите сорную траву и свяжите в снопы, чтобы сжечь ее; а пшеницу свезите в мои хранилища» (Мф 13,29–30). Здесь упоминание о жатве соотносится с последним периодом истории, с эсхатологией. Можно сказать, что эта притча – ключ к пониманию всей человеческой истории. В разные эпохи и в разных значениях «пшеница» растет вместе с «плевелами», а «плевелы» – вместе с пшеницей. История человечества – это арена сосуществования добра и зла. Это значит, что зло существует рядом с добром; но это значит и то, что добро находится рядом со злом, возрастая будто бы на том же основании человеческой природы. Природа не была уничтожена, она не стала совершенно плохой, несмотря на первородный грех. Она сохранила склонность и способность к добру, подтверждение чему мы видим в различных исторических эпохах» (стр. 11–12).
Одно можно сказать наверняка: Бог завершит в нас и в мире доброе дело, которое Он начал в раю, и все вернется к весьма хорошему, без какой-либо примеси зла!
Не дай победить злу, но побеждай зло добром!
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове