Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Фрагмент фрески XII века
Фрагмент фрески XII века

29 июня. Торжество Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла

Апостолу Петру было адресовано обетование Спасителя: «ты – Петр (камень), и на сем камне я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16,18).

Павел, «потрудившийся более других апостолов» (ср. 1 Кор 15,10), проявил себя как выдающийся миссионер, свидетель веры, богослов. Именно ему Церковь обязана началом широкой миссии среди языческих народов Римской империи. По этой причине за святым Павлом с давних времен утвердилось имя «Апостола язычников» («Апостола народов»).

Согласно древнему церковному преданию, оба первоверховных апостола приняли смерть в Риме. Апостол Петр – предположительно в 64 г., будучи распятым вниз головой; апостол Павел – в 67 г., будучи обезглавлен вне городской черты, на Остийской дороге.

Торжество святых апостолов Петра и Павла, которое начало отмечаться Римской Церковью не позднее IV века, существует и в Византийской традиции. Святые Петр и Павел поминаются вместе в литургии уже с первых веков. В IV веке в Сирии память Петра и Павла почиталась 28 декабря, в Армянской Церкви – 27 декабря, а у несториан память Петра и Павла приходилась на вторую пятницу после Богоявления.

Дата 29 июня, принятая Римской, а затем и Византийской Церковью, связана с перенесением мощей святых 29 июня 258 года с мест первоначального захоронения в катакомбы. После победы христианства в Римской империи останки первоверховных апостолов были возвращены на прежнее место: мощи апостола Петра – в Ватикан, где они ныне покоятся в крипте под алтарем собора Св. Петра, а мощи апостола Павла – на Виа Остиенсис.
В июне 2011 года Папа Бенедикт XVI официально объявил, что мощи, обретенные в ходе реставрационных работ под алтарем базилики «Св. Апостола Павла вне стен», с высокой долей вероятности и в самом деле принадлежат Апостолу народов. Этот вывод был сделан на основании исследований с помощью самых современных научных методов.

День поминовения апостолов Петра и Павла имеет самый высокий литургический статус – торжество. Церковь предписывает своим верным участие в этот день в св. Мессе. Пожертвования, собранные в католических храмах в этот день, идут на нужды Католической Церкви во всём мире («для осуществления благотворительности Святейшего Отца»).

***

Учитель особым образом выделял Петра из среды прочих учеников, а Петр отрекся от Него в самый ответственный момент, когда его участие было крайне необходимо. «Первый среди апостолов» оставил Господа один на один с палачами, страданиями и смертью. Затем он вернулся к трудам рыбака, а Воскресший Сам разыскал его и дал ему узнать Себя в обильном лове рыб, повторив Свое прежнее чудо. Петр, конечно же, хорошо помнил тот день, когда Наставник решительно потребовал от него последовать за Собой и пообещал сделать его ловцом человеков.

И вот теперь Тот же Иисус ждет на берегу Петра и бывших с ним в лодке апостолов. Он разжигает костер, готовит на нем рыбу… Всё это подчеркивает реальный характер Его присутствия и создает теплую, семейную атмосферу. Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? (Ин 21,15).

Затем Господь объявил Петру: Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. А поскольку ко времени написания Евангелия от Иоанна это пророчество уже исполнилось, его автор специально подчеркивает, что речь идет именно о мученичестве, добавляя: Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. Наконец, Иисус повторил те памятные слова, которые уже однажды прозвучали на этом берегу и перевернули всю жизнь рыбака Симона: иди за Мною (Ин 21,18-19).

Благочестивое предание, сюжет которого был использован и в некоторых художественных произведениях, сообщает, как Петр в годину жесточайших гонений на христиан императора Нерона покинул Рим в поисках безопасного убежища. У городских ворот ему встретился Господь с крестом на плечах. «Куда идешь, Господи?» (Quo vadis, Domine?), — спросил Его Петр, и услышал в ответ: «В Рим, чтобы снова стать распятым». Петр уразумел поучение и вернулся в Рим, где и был распят на кресте. Эта легенда звучит как отдаленное эхо протестов Петра против Креста, раздавшихся в тот день, когда Господь предсказал Свои Страсти.

По сведениям одного древнего историка, приговоренный к смерти Апостол сам попросил распять себя вниз головой. Он полагал, что не достоин принять на кресте ту же позу, что и его Учитель. О мученичестве Петра вспоминает уже святой Климент, один из его первых преемников на Римской кафедре. По меньшей мере с III века Церковь отмечает 29 июня годовщину мученичества апостолов Петра и Павла, считая эту дату их dies natalis, днем, в который они узрели Лик Своего Господа и Учителя.

Господи! что мне делать? – спросил Павел у Господа в минуту обращения, и услышал в ответ: встань и иди в Дамаск, и там тебе сказано будет всё, что назначено тебе делать (Деян 22,10). Гонитель христиан, преображенный благодатью, в соответствии с избранным Провидением порядком получает наставление в вере и таинство Крещения от Анании.

Новообращенный Павел сразу же сделал Христа центром всей своей жизни. Он посвятил всего себя возвещению Благой Вести, и это – несмотря на опасности, невзгоды, тяготы, страдания и кажущиеся поражения.

Павел сознаёт себя орудием, избранным Господом для евангелизации языческих народов. Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам (Гал 1,15-16), — читаем мы во втором чтении сегодняшней Мессы.

Святой Августин замечает, что до обращения горячность Павла была подобна непроходимой лесной чаще, свидетельствуя о дикости, но и о жизненной силе почвы. Позднее Господь засеял эту плодородную почву семенами Евангелия, и результаты превзошли все ожидания. Происшедшее с Павлом может произойти и с каждым человеком, даже обремененным тягчайшими грехами. Таинственное воздействие благодати не упраздняет нашего естества, но исцеляет и очищает, а также облагораживает и совершенствует его.

Павел был уверен, что Бог принимал его в расчет с момента зачатия, от утробы матери. Апостол неоднократно свидетельствовал об этом. Вообще в Библии часто подчеркивается, что Бог избирает Себе вестников еще прежде их земного рождения (ср. Иер 1,56; Ис 49,1-5). Это говорит о том, что инициатива избрания целиком и полностью принадлежит Богу и упреждает любые человеческие заслуги. Для Павла данное обстоятельство имеет огромное значение. Он избрал нас в Нем прежде создания мира, — пишет Апостол первым христианам Ефеса, а затем поясняет Тимофею: Бог спас нас и призвал званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен (2 Тим 1,9).

Призвание – это Божий дар, приготовленный для нас от века. Вот почему, встретившись с Господом по пути в Дамаск, Павел не советовался «с плотью и кровью», вообще ни с кем не советовался. Он был твердо убежден, что его призывает Сам Бог. Будущий Апостол язычников не внимал мудрости по плоти, но проявил подлинное великодушие. Его посвящение Господу было немедленным и безусловным. Так и прочие апостолы, едва услышав предложение Иисуса, тотчас отложили свои сети, оставили всё и последовали за Ним (Лк 5,11). Давний гонитель христиан Савл с великой поспешностью устремился за Спасителем.

Для Павла, как и для всякого христианина, верно следующего своему призванию, апостолат стал неотъемлемой частью его жизни или даже самой его жизнью. Его апостольские труды были одушевлены горячим стремлением донести Христа до всех и каждого…

Фрагменты из книги Ф. Карвахала «В общении с Богом»

Источник: https://sib-catholic.ru/

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости