Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

1599048978

Слово на 23 рядовое воскресенье

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Иез 33, 7-9

Чтение книги пророка Иезекииля.

Так говорит Господь:

7 И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня. 8 Когда Я скажу беззаконнику: «беззаконник! ты смертью умрешь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, – то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. 9 Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, – то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 95

Припев: Послушайте глас Господа: сердец не закрывайте.

1 Приидите, воспоём Господу,*

воскликнем Богу, твердыне спасения нашего.

2 Предстанем лицу Его со славословием,*

в песнях воскликнем Ему.

6 Приидите, поклонимся, и припадём,*

преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего.

7 Ибо Он есть Бог наш,*

и мы – народ паствы Его и овцы руки Его.

О, если бы вы ныне послушали гласа Его:†

8 «Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве,*

как в день искушения в пустыне,

9 где искушали Меня отцы ваши,*

испытывали Меня, и видели дело Моё».

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Рим 13, 8-10

Чтение Послания святого Апостола Павла к Римлянам.

Братья:

8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. 9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. 10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

ЕВАНГЕЛИЕ Мф 18, 15-20

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Бог во Христе примирил с Собою мир,*

и дал нам слово примирения.

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

+Чтение святого Евангелия от Матфея.

В то время: Иисус сказал ученикам Своим:

15 Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; 16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; 17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. 19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, 20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Еврейская пословица гласит: кто спас жизнь одному человеку, тот будет вознагражден, как если бы спас весь мир.

В сегодняшнем Евангелии Иисус учит об одной из самых сложных задач, возложенных на Его учеников. Это братское увещевание. Никто из нас не любит, чтобы его предостерегали, вразумлять тоже нелегко, зная, что мы сами не совершенны и часто боимся реакции другого человека. Поэтому лучше оставить все как есть. Однако эта задача чрезвычайно важна, поскольку речь идет о спасении человека для вечной жизни.

Уже в Ветхом Завете пророк Иезекииль призывал к этой ответственности: «Когда Я скажу беззаконнику: «беззаконник! ты смертью умрешь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, – то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей» (33, 8).

Иисус говорит сегодня очень точно: «Если согрешит против тебя брат твой…». Три очень важных слова: брат, грешит, против тебя. Но и я грешу против кого-то. Три слова, которые в действительности определяют нашу жизнь. Другой человек – это брат, брат в человечестве, брат в вере, но он также грешник. Иисус определил грех как нечто, что поражает наше братство, нашу взаимную любовь, узы дружбы, разрушает отношения, через которые мы формируем нашу человечность. Но Иисус добавляет: тот, кто грешит, продолжает оставаться твоим братом, он – грешник, но он твой брат. Когда его грех обращается против тебя, помни, что твои грехи обращаются против него.

Иисус в сегодняшнем Евангелии указывает нам на противоядие от распространения греха в мире, среди людей. Что мы можем сделать, когда обнаруживаем зло и грех в жизни наших братьев и сестер, которые тоже являются христианами?

Словам сегодняшнего Евангелия предшествовал рассказ Иисуса о потерянной овце. Бог ищет каждого, кто заблудился в грехе, потому что Он не желает смерти грешника, Он любит каждого человека. Получив ответственность за другого человека, мы включаемся в план действий самого Бога, который желает, чтобы все люди были спасены. Мы должны искать человека, потерянного из-за греха. Иисус учит нас практически подходить к этому, к близким нам людям в браке, семье, общине, обществе. Он дает три степени братского увещевания: сначала нужно обличить его с глазу на глаз, чтобы не делать огласки и уважать достоинство человека, который заблуждается. Такое прощение и увещевание также защищает нас, тех, кто увещевает. Если кто-то обидел меня, и я это скажу, то я не ношу в себе сожалений, обид, претензий, неприязни, предубеждений по отношению к другому человеку. Мое сердце очищено. Я не ропщу и не веду разговоры об этом с третьими лицами.

Святой Иоанн Златоуст объяснил, что значит увещевать: «Слово: обличи не другое что значит здесь, как: напомни ему о грехе, и скажи ему о том, что ты от него претерпел. Если это будет сделано как должно, то ты сделаешь два дела: и себя будешь оправдывать, и другого склонять к примирению».

Когда это не сработает, нужно взять другого человека, который также несет в своем сердце заботу о судьбе своего брата. Последнее средство: вмешательство лиц, ответственных в общине Церкви. Все ради блага человека, из любви и с любовью, не для того, чтобы унизить кого-то, но, чтобы спасти его для вечной жизни. Это воспитательный процесс. Может случиться так, что этот человек не примет увещевания, будет продолжать идти по пути греха, ведущего к смерти. Вывод Иисуса таков: если это произойдет, пусть он будет похож на язычника и мытаря. Кто это? Для Иисуса мытари и язычники были людьми, которых Он искал, к которым шел на встречу, ел с ними пищу, обращался с ними как с больными, нуждающимися в исцелении и спасении.

Конечным же целительным средством остается молитва, совместное воззвание к Богу за брата, сотрудничество с Богом в Его спасении. Это всегда нам остается, даже за тех, кто отходит. Необходимо взывать в унисон, единогласно.

Сегодня нам был дан способ, как спасти христианский брак, семью, общину, Церковь, возможно, даже человеческое сообщество. Это братское увещевание в сочетании с прощением и молитвой.

Тот, кто спас жизнь одному человеку, будет вознагражден, как если бы спас весь мир.

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского – Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости