Я — Матерь Неустанной Помощи.
Ни один век и ни один народ не может считать Меня своею. Я принадлежу всем временам и народам.
Мне давали много имён. Меня называют «Девой Скорбящей», «Золотой Девой», «Марией Миссионеркой», «Богоматерью Редемптористов», «Матерью Католических Семей». Но сама Я избрала для себя имя «Матерь Неустанной Помощи». И Папа Пий IX желал, чтобы трудами редемптористов мир узнал Меня именно под этим именем.
Моя судьба показывает, как Всевышний направляет дела людские таким образом, чтобы одновременно были явлены великие деяния Божии. Это история, которая кажется запутанной и полной приключений, но если посмотреть на неё «со стороны», в ней виден простой и ясный замысел Бога.
Это история одного безымянного художника, одного раскаявшегося вора, одной любопытной девочки, одного разрушенного храма, одного набожного монаха и одного Папы. А более всего это история Моего присутствия в апостольской жизни миссионеров Конгрегации Святейшего Искупителя.
1. Купец, укравший Пресвятую Деву
Средневековая легенда рассказывает о некоем купце, который украл чудесный образ в одной из церквей острова Крит. Купец спрятал икону среди своих вещей и сел на корабль, плывущий на Запад. Божие Провидение и забота Пресвятой Богоматери сохранили судно во внезапном шторме и оно счастливо добралось до порта назначения. Год спустя купец вместе с украденным образом оказался в Риме.
Тяжело заболев, он был вынужден искать приюта в доме своего друга, а в час смерти открыл ему тайну своей иконы и попросил, чтобы тот поместил её в какой-нибудь церкви. Друг купца поклялся исполнить это пожелание, но из-за того, что его жена не хотела расставаться со столь прекрасным изображением, он умер, так и не исполнив обета. Однако Матерь Божия явилась его дочке, шестилетней девочке и пожелала, чтобы образ Божией Матери Неустанной Помощи поместили в посвящённой апостолу св. Матфею церкви, стоящей между базиликами Санта-Мария-Маджоре и св. Иоанна на Латеранском холме.
По преданию, девочка пересказала просьбу Мадонны своей маме, и та, «долго сомневаясь и упрямясь, всё же 27 марта 1499 года отдала образ монахам, служившим в церкви св. Матфея Апостола». В этом храме икона почиталась в течение последующих 300 лет. Так начался второй этап её истории, а богослужение в честь Божией Матери Неустанной Помощи стало распространяться по всему Риму.
2. Три века истории в церкви св. Матфея
Церковь св. Матфея была невелика, но обладала неким особым сокровищем, привлекавшим множество верных — иконой Божией Матери Неустанной Помощи.
С 1739 года церковь и прилегающий монастырь были вверены заботам ирландских монахов-августинцев, которые были несправедливо изгнаны из собственной страны и основали в Риме свою семинарию. Так молодые студенты, готовясь ко священству, апостольству и мученичеству, нашли приют и покой под покровом Неустанной Помощи.
В 1798 году до Рима докатилась война и принесла с собой почти полное разрушение церкви и монастыря. Некоторые августинцы оставались в нём ещё несколько лет, но потом были вынуждены разойтись: одни вернулись в Ирландию, другие уехали в созданные в Америке новые миссионерские дома. А большинство из них в это время перебрались в близлежащий монастырь Образ Божией Матери Неустанной Помощи они забрали с собой. Так начался третий этап в истории иконы: этап забвения.
В 1819 году августинцы-ирландцы приняли под свою опёку построенную над Тибром церковь Санта-Мария-ин-Постерула. Туда они взяли с собой образ Мадонны из церкви св. Матфея. Но поскольку в новопринятой церкви почитался образ Божией Матери Милосердной, нашу икону разместили во внутренней часовне монастыря, где она и пребывала, заброшена и забыта всеми, за исключением брата Августина Орсетти, молодого монаха, до того служившего в церкви св. Матфея.
3. Старый монах и молодой министрант
Проходили годы, и казалось, что образ, спасённый от опустошений войны, которая разрушила храм св. Матфея, не сможет спастись от забвения.
Один молодой министрант, Микеле Марки, часто посещавший церковь Санта-Мария-ин-Постерула, подружился с братом Августином. Спустя годы, став священником, он писал:
В 1850-1851 годах этот добрый брат (к тому времени уже почти совсем слепой) часто с ностальгией и в духе глубокой таинственности произносил такие слова: «Ты должен знать, дорогой Микеле, что образ Девы из церкви св. Матфея – это тот, что наверху, в часовне. Не забывай об этом… Понял? Это чудотворный образ!».
О достославном образе «Девы из церкви св. Матфея», называемом также «Неустанной Помощью», я могу сказать, что это тот самый образ, который я с детства и до самого вступления в Конгрегацию Редемптористов постоянно видел над алтарём домашней часовни августинцев ирландской провинции в Санта-Мария-ин-Постерула (…), без всякого поклонения, без украшений, без хоть какой-то лампады, освещавшей бы его (…); он оставался там покрытый пылью и совершенно заброшенный. Много раз я прислуживал там на мессе и присматривался к иконе с огромным уважением.
Брат Августин умер в 1853 году, в возрасте 86 лет, так и не осуществив своего стремления: чтобы Дева Неустанной Помощи вновь была всеобщим почитанием. Его молитва и безграничное упование на Марию, казалось, оставалось без ответа.
4. Обретение иконы
В январе 1855 года редемптористы, к тому времени распространившие своё присутствие на Западную Европу и Северную Америку, приобрели в Риме резиденцию под названием «Вилла Казерта», чтобы преобразовать её в главный дом своей миссионерской конгрегации.
На территории этого владения как раз находились руины церкви св. Матфея. Не зная об этом, редемптористы купили участок на Латеране между базиликами Санта-Мария-Маджоре и св. Иоанна, который за много лет до этого был избран пресвятой Матерью для своего Санктуария.
Здесь началось строительство церкви, посвящённой св. Альфонсу Лигуори, основателю Конгрегации Редемптористов. Уже 24 декабря того же года группа юношей начала здесь свой новициат. Одним из них был Микеле Марки. Редемптористы интересовались историей своего нового владения и обрадовались, когда 7 февраля 1863 года иезуитский проповедник о. Франческо Блози упомянул о «пропавшем образе из церкви св. Матфея на Виа Мерулана, почитавшемся под именем Девы из св. Матфея или Неустанной Помощи». В другой раз летописец редемптористской общины св. Альфонса «наводя справки в книгах авторов, рассказывавших о римских памятниках христианской старины, наткнулся на некоторые сведения, касавшиеся церкви св. Матфея». По некоторым данным, в этой церкви (стоявшей именно там, где был разбит монастырский сад) пребывал древний образ Богоматери, окружённый «великим почитанием и знаменитый многими чудесами». Поэтому летописец, «поведав об этом открытии своим собратьям, приступил к поискам чудотворного образа. Тогда же упомянутый отец Марки припомнил то, что слышал некогда от брата Августина Орсетти, и признался собратьям, что видел этот образ много раз и хорошо знает, где он находится».
5. Передача образа редемптористам
Воспоминания о. Марки вызвали большой интерес редемтористов, и они захотели познакомиться с образом ближе и иметь его в своей церкви. Генеральный настоятель о. Николай Маурон подал папе Пию IX петицию, в которой просил поместить икону Неустанной Помощи в церкви редемптористов, построенной на Виа-Мерулана между базиликами Санта-Мария-Маджоре и св. Иоанна на Латеране, неподалёку от того места, где некогда высилась церковь св. Матфея. Папа выразил своё согласие и на обороте петиции написал:
«11 декабря 1865 г. Пусть кардинал Префект Пропаганды сообщит настоятелю общины Санта-Мария-ин-Постерула, что мы желаем, дабы образ Пресвятой Девы Марии, о котором говорится в этой петиции, был снова размещён между базиликой св. Иоанна на Латеране и базиликой Матери Божией Великой; редемптористы же, со своей стороны, обязуются дать настоятелю взамен другой, равноценный, образ.»
По преданию, при этом папа Пий IX сказал: «Сделайте так, чтобы эту икону знали во всём мире». В январе 1866 года в церковь Санта-Мария-ин Постерула отправился о. Микеле Марки (имевший, как исторический свидетель, почётное право), чтобы взять у августинцев икону. Затем польский живописец Леопольд Новотны отреставрировал образ и 26 апреля 1866 года он был снова выставлен для всеобщего поклонения в церкви св. Альфонса.
Так начался четвёртый этап истории образа: его распространение по всему миру.
7. Последнее обновление образа
В октябре 1990 года образ сняли с алтаря, чтобы сделать новые фотографии, о которых просили со всех сторон света. При этом были замечены значительные повреждения доски и красок, вызванные загрязнением окружающей среды и температурными колебаниями, а также погрешностями в предыдущих обновлениях. Генеральный Совет Конгрегации Редемптористов постановил воспользоваться услугами Музеев Ватикана, чтобы провести полную реставрацию иконы, которая из-за рассыхания досок и деятельности микроорганизмов была близка к полному разрушению. Первая часть работы заключалась в радиографических исследованиях: рефлектография в инфракрасных лучах, качественный и количественный анализ изображения, экстрактография, съёмка в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах. В результате анализа (в особенности радиоуглеродным методом) было определено, что возраст досок иконы очень велик (между 1325 и 1480 годами).
Второй этап восстановления заключался в непосредственной работе над образом: заполнение трещин и червоточин в дереве, расчистка и дополнение красочного слоя, укрепление поддерживающей изображение конструкции и т.д. при этом старались как можно меньше вторгаться в структуру иконы, понимая, что любая реставрация, как и хирургическое вмешательство, наносит определённый ущерб. Анализ красок позволил установить время создания изображения – не раньше XVII века. Это объясняет, почему на нашей иконе синтетически соединяются восточные и западные элементы, что, в частности, видно на ликах.