Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. (Иоан. 19,34).
Эту евангельскую цитату можно считать началом зарождения культа Святейшего Сердца Иисуса. Крестные раны Христа, Его духовные переживания, Его боль, причиненная Ему предательством и отречением, выразились в физической ране – Его Сердце было пронзено. Боль Христа прошла через все его существо и достигла центра его человеческой жизни – сердца.
Сегодня, спустя две тысячи лет после этого события, Католическая Церковь празднует Торжество Святейшего Сердца Иисуса. Сердца, в котором соединилось сердце Бога и сердце Человека. Торжество проходит в духе почитания Сердца Иисуса, в духе вознаграждения Богу за грехи, которыми мы, люди, это Сердце оскорбляем.
Путь к установлению этого прекрасного Торжества занял долгое время. Торжество Святейшего Сердца замыкает празднование октавы Пресвятых Тела и Крови Христа немногим более ста лет. Много событий в Церкви вели к установлению этого праздника. В разные эпохи, в разных странах Господь призывал своих верных обратить особое внимание на свое Божественное Сердце.
В церковных документах VII в. находим размышления о том, что Христос – это неисчерпаемый источник благодати, а Кровь и Вода, пролившиеся на кресте, являются символом церковных таинств.
Сердце Иисуса, счастье всех святых. (Воззвание из Литания Святейшему Сердцу Иисуса).
XII в. в истории Церкви, помимо прочего, отмечен деятельностью св. Ансельма Кентерберийского и св. Бернарда Клервоского, которые подчеркивали значимость любви, источником которой является Сердце Иисуса, любви, которая искупила грехи всего человечества.
В конце XII в. монахиня-цистерцианка и мистик св. Гертруда Великая пережила явление Иисуса Христа. Господь Иисус позволил ей в этом видении услышать биение Его Божественного Сердца. («Legatus divinae pietatis», IV, 305; «Revelationes Gertrudianae», ed. Poitiers and Paris, 1877).
Благодаря расцвету деятельности францисканского и доминиканского орденов в XIII–XV вв. культ Святейшего Сердца распространился вместе с культом почитания Непорочного Сердца Марии.
В 1672 г. св. Иоанн Эд впервые отслужил Святую Мессу в честь Святейшего Сердца Иисуса, что положило начало традиции богослужений в честь Святейшего Сердца во Франции.
Почитание Святейшего Сердца получило особое распространение благодаря св. Маргарите Марии Алакок. В течение нескольких лет ей являлся Иисус и говорил о том, как страдает Его Сердце от человеческих грехов.
«Вот Сердце, которое так сильно возлюбило людей, а взамен получает лишь неблагодарность, пренебрежение и забвение». (Слова Иисуса, обращенные св. Маргарите Марии Алакок во время третьего явления 2 июля 1674 г.)
Лишь спустя 150 лет – в 1856 г. Папа Пий IX утвердил праздник Святейшего Сердца Иисуса, а уже в 1899 г. Папа Лев XIII провел обряд посвящения всего человечества Святейшему Сердцу.
«Дайте познать миру любовь Святейшего Сердца Иисуса». (Слуга Божий отец Леон Дехон, основатель ордена священников Святейшего Сердца Иисуса).
Отец Леон Дехон. Изображение: alchetron.com
Культ Святейшего Сердца Иисуса принято связывать с культом Божьего Милосердия. Когда Христос в первый раз явился св. Фаустине Ковальской, миссионерке Божьего милосердия, из Его груди исходили два луча белого и красного цвета, символизирующие кровь и воду. Смотря на этот образ Христа, нельзя не вспомнить и о том, что произошло во время его Крестных Страданий, когда копье пронзило Его грудь. Но такое откровение, произошедшее в XX в., свидетельствует о том, что Христос и сейчас продолжает открывать всему миру Свое Сердце – источник всякого утешения.
«Через твое посредничество Мое Сердце жаждет излить Любовь на весь мир и одарить всех людей Божественными сокровищами». (Слова Иисуса, обращенные св. Маргарите Марии Алакок во время первого явления 27 декабря 1673 г).
Явление Святейшего Сердца Иисуса св. Маргарите Марии Алакок. Художник: Tommaso Gazzarini
Через посредничество св. Маргариты Марии Алакок Католическая Церковь получила 12 обещаний для тех, кто будет почитать Святейшее Сердце Иисуса особенным образом:
- Почитающим Мое Святейшее Сердце Я дарую любые необходимые благодати и помощь, согласно их жизненным обстоятельствам.
- В их семьях Я установлю и сохраню мир.
- Я утешу их в любых печалях.
- Я буду для них надежным прибежищем в жизни и, особенно, в смертный час.
- Я изолью обильные благословения на все их труды и начинания.
- Грешники найдут в Моем Сердце неисчерпаемый источник милосердия.
- Благодаря этой форме благочестия теплохладные души станут ревностными.
- Ревностные души быстро достигнут высот совершенства.
- Мое благословение пребудет там, где будет почитаться образ Святейшего Сердца.
- Всем, кто трудится ради спасения душ, Я дарую благодать обращать даже самые черствые сердца.
- Имена тех, кто распространяет эту форму благочестия, будут навсегда запечатлены в Моем Сердце.
- Всем, кто будет причащаться в первую пятницу девять месяцев подряд, я дарую благодать сохранить веру до конца и обрести вечное спасение.
Эти обещания Христа наполняют надеждой сердце каждого христианина. Стараясь жить по этим обещаниям, мы приобретаем важнейшее сокровище Церкви – Любовь Святейшего Сердца, Того Сердца, которое было пронзено, убито нашими грехами. Того Сердца, что живет и бьется, желая получить нашу любовь к Нему.
Христианина не могут оставить равнодушным слова Иисуса, переданные св. Маргарите Марии Алакок, о том, что наши грехи продолжают ранить Его сердце: «Меня особенно ранят грехи…». Это ли не доказательство того, что Христос – «это Путь, Истина и Жизнь» (Иоан. 14,6). Жизнь – во всех смыслах этого слова.
«Молим усердно Святейшее Сердце Иисуса, «в котором сокровища мудрости и познания», чтобы это Сердце стало вдохновением для каждого человека и светом человечеству, которое переступает порог третьего тысячелетия». (Св. Иоанн Павел II. Ватикан, 22.06.2000).
Почитание Святейшего Сердца Иисуса сопровождает человечество нашей эры. Во времена, когда люди забывали о Боге и Его любви, Иисус через образ своего Божественного Сердца напоминал нам, что Он – источник необходимых благодатей, и что Он – Живой Бог, Сердце которого открыто для каждого человека.