На общей аудиенции, проходившей в библиотеке Апостольского дворца, Папа продолжил размышлять об истории развития отношений израильтян с Богом, остановившись на Иакове.
Ольга Сакун — Град Ватикан
Общая аудиенция 10 июня снова проходила в Апостольском дворце; Папа Франциск произнес шестое наставление о молитве, прослеживая историю отношений человека с Богом, описанную в Книге Бытия. На этот раз речь шла об Иакове. «Книга Бытия, — начал свои размышления Папа, — через повествования о мужчинах и женщинах далеких эпох рассказывает нам истории, в которых мы можем узнать нашу жизнь».
Об Иакове можно сказать, что хитрость стала его достоинством, которое он и проявил в непростых отношениях с братом-близнецом Исавом. Обманом получив первородство и благословение отца, Иаков вынужден бежать от брата. Все в жизни ему удается, он всего добивается благодаря изобретательности и хитрости. Однако ему чего-то не хватает, а именно живой связи с собственными корнями. Однажды Иаков слышит зов родины и предпринимает долгий путь. Сопровождаемый большим караваном и множеством людей, Иаков подходит к последнему отрезку своего пути, к потоку Иавок, и здесь происходит знаменательное событие. Перейдя через поток, Иаков оказывается один на чужом берегу. Он одолеваем мыслями о том, что ждет его завтра и как поведет себя Исав. Наступает ночь, и внезапно кто-то начинает с ним бороться. Катехизис Католической Церкви дает этому рассказу такое пояснение: «Предание Церкви сохранило это повествование, усматривая в нем символ молитвы как борьбы в вере и победы постоянства». В этой схватке Некто побеждает Иакова, повредив «состав бедра» и сделав его хромым, и говорит: Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом и человеков одолевать будешь». Иными словами, «ты теперь будешь ходить прямо, изменишь имя и поведение». Иаков просит загадочного противника открыть свое имя: Он не называет имя, но благословляет Иакова, который понимает, что встретил Бога лицом к лицу.
Схватка с Богом – это метафора молитвы, отметил Папа. В других обстоятельствах Иаков уже показал свою способность вступать в диалог с Богом и чувствовать Его дружеское присутствие. Но в ту ночь из долгой борьбы, которая оставляет его практически без сил, библейский праотец выходит изменившимся. Впервые он перестает ощущать себя хозяином положения – здесь хитрость уже не поможет, — потому что Бог возвращает его к истине о его смертности. Наконец-то Иакову нечего предложить Богу, кроме своей уязвимости и своего бессилия, а также грехов. И именно этот Иаков получает от Бога благословение. Прежде он был уверен в себе, полагался на свою ловкость и потому был непроницаем для благодати и для милосердия: он сам не знал, что такое милосердие. Но Бог спас его, дав понять, что он человек ограниченный, грешник, нуждающийся в милости.
Все мы – сказал в конце своих размышлений Папа – однажды ночью встречаемся с Богом. Это происходит в ночи нашей жизни, во множестве ночей нашей жизни: в моменты мрака, греха и растерянности. «Именно здесь нам всегда назначена встреча с Богом. Он застает нас в тот момент, когда мы Его не ждем и когда оказываемся по-настоящему одни». Именно в тот момент, когда мы себя почувствуем убогими, Бог дарует нам новое имя, в котором содержится смысл нашей жизни: «Бог знает, как это сделать, ведь Он знает каждого из нас», — добавил Папа и пригласил верующих обратиться к Богу со словами: «Господи, Ты знаешь меня. Ты знаешь меня, — так измени же меня».
Источник: https://www.vaticannews.va/ru