ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 2, 1-5
Чтение книги пророка Исаии.
1 Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме.
2 И будет в последние дни,
гора дома Господня
будет поставлена во главу гор,
и возвысится над холмами,
и потекут к ней все народы.
3 И пойдут многие народы, и скажут:
придите, и взойдём на гору Господню,
в дом Бога Иаковлева,
и научит Он нас Своим путям;
и будем ходить по стезям Его.
Ибо от Сиона выйдет закон,
и слово Господне – из Иерусалима.
4 И будет Он судить народы,
и обличит многие племена;
и перекуют мечи свои на плуги,
и копья свои – на серпы;
не поднимет народ на народ меча,
и не будут более учиться воевать.
5 О, дом Иакова!
Придите, и будем ходить
во свете Господнем.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 122
Припев: В дом Господень с радостью пойдём.
1 Возрадовался я, когда сказали мне:*
«пойдём в дом Господень».
2 Вот, стоят ноги наши*
во вратах твоих, Иерусалим.
4 Куда восходят колена, колена Господни,*
по закону Израилеву, славить имя Господне.
5 Там стоят престолы суда,*
престолы дома Давидова.
6 Просите мира Иерусалиму:*
да благоденствуют любящие тебя!
7 Да будет мир в стенах твоих,*
благоденствие в чертогах твоих!
8 Ради братьев моих и ближних моих*
говорю я: «мир тебе!»
9 Ради дома Господа, Бога нашего,*
желаю блага тебе.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Рим 13, 11–14
Чтение Послания святого Апостола Павла к Римлянам.
Братья:
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. 12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечёмся в оружие света. 13 Как днём, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; 14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
ЕВАНГЕЛИЕ Мф 24, 37-44
Аллилуйя.
Яви нам, Господи, милость Твою,*
и спасение Твоё даруй нам.
Аллилуйя.
+Чтение святого Евангелия от Матфея.
В то время: Иисус сказал ученикам Своим:
37 Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого. 38 Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, 39 и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех: так будет и пришествие Сына Человеческого. 40 Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется. 41 Две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. 42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. 43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. 44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
Нам не нужно ничего, кроме бодрствующего духа.
Мы начинаем Адвент, время подготовки к Рождеству и, более того, время усиленного и радостного ожидания возвращения воскресшего Иисуса Христа.
Сегодня в Божьем Слове Иисус говорит нам: бодрствуйте, будьте готовы! В других местах Евангелия мы читаем слова, которые определяют цель нашего бдения: «бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф 26,41); «бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь… предстать пред Сына Человеческого» (Лк 21,36).
В чем заключается бодрствование? Конечно, бодрствовать нелегко. Трудность бодрствования состоит в том, что надлежит, прежде всего, следить за собой, а не за другими. Иногда нам легче контролировать других, чем видеть себя в истине. Бодрствующий человек способен принять правду о себе, даже если это трудно и больно, он не убегает в иллюзии, не притворяется кем-то другим. Святой Павел предостерегает нас: «Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» (1 Фес 5,6). Потому что сон означает жизнь в иллюзиях, в нереальном мире. Бодрствовать – это также означает пребывать в вере, быть мужественным, укреплять себя и свое призвание. Бодрствование открывает человека для других людей и на их нужды, делает способными к подлинному служению и любви.
Бодрствовать – это также отвергать грех, потому что бодрствует тот, кто отвергает плохие поступки. Однако мы должны помнить, что враг находится не снаружи, но скрывается в нас, потому что именно из сердца человека, изнутри, исходят все грехи (ср. Мк 7,21). Бодрствование – это духовная борьба за то, чтобы остаться в общении веры, надежды и любви с Иисусом Христом, к которому мы были призваны (ср. 1 Кор 1,9). Живые отношения с Христом и постоянная память о Нем могут спасти нас от искушения и вступления на путь греха.
Итак, как же строить эти отношения и углублять их? Иисус соединяет бодрствование и молитву и притом во всякое время. Постоянно молиться – значит сочетать молитву с необходимой работой и обязанностями, а работу с молитвой, возносить свое сердце к Богу во всем, что мы делаем, благодарить за все, даже за то, что является трудным для нас и приносит страдания.
Благодаря молитве мы находимся в постоянном контакте с Иисусом, способны видеть Его присутствие и действие в каждом событии жизни, и верим, что Он проведет нас через все, даже через смерть. Человек бодрствования и глубокой молитвы не боится возвращения Господа, но с надеждой ожидает этого дня. Бодрствуя и молясь, мы становимся подобными людям, которые в день возвращения Господа преисполнятся духом и поднимут головы, поскольку откроют для себя то, что приближается день искупления. Поэтому сегодня нам необходимо молиться, чтобы однажды с упованием предстать перед Сыном Человеческим. Благодаря постоянной молитве сохраняем бдительность и веру в возвращение Господа Христа. Иисус уверяет нас, что Он придет как вор. Кто не бодрствует, тот не распознает Его пришествия, а тот, кто бодрствует, навсегда становится благословенным и счастливым (ср. Откр 3,3; 16,15).
Нам не нужно ничего, кроме бодрствующего духа.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове