Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Искушение Христа в пустыне

Слово на 1-е воскресенье Великого (26.02.2023)

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Быт 2, 7-9; 3,1-7

Чтение книги Бытия.

7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. 8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал. 9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»? 2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, 3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. 4 И сказал змей жене: нет, не умрете, 5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. 6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. 7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 51

Припев: Господи, помилуй, все мы согрешили.

3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей,*

и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

4 Многократно омой меня от беззакония моего,*

и от греха моего очисти меня.

5 Ибо беззакония мои я сознаю,*

и грех мой всегда предо мною.

6 Тебе, Тебе единому согрешил я*

и лукавое пред очами Твоими сделал.

12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже,*

и дух правый обнови внутри меня.

13 Не отвергни меня от лица Твоего*

и Духа Твоего Святого не отними от меня.

14 Возврати мне радость спасения Твоего*

и Духом владычественным утверди меня.

17 Господи! отверзи уста мои,*

и уста мои возвестят хвалу Твою.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Рим 5, 12-19

Чтение Послания святого Апостола Павла к Римлянам.

Братья:

12 Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. 13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. 14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.

15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. 16 И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление – к осуждению; а дар благодати – к оправданию от многих преступлений. 17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.

18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. 19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.

ЕВАНГЕЛИЕ Мф 4, 1–11

Слава Тебе, Слово Божие.

Не хлебом одним будет жить человек,*

Но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

Слава Тебе, Слово Божие.

+Чтение святого Евангелия от Матфея.

В то время:

1 Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола. 2 И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. 3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. 4 Он же сказал ему в ответ: написано:

«не хлебом одним будет жить человек,

но всяким словом, исходящим

из уст Божиих».

5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, 6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано:

«Ангелам Своим заповедает о Тебе,

и на руках понесут Тебя,

да не преткнешься о камень ногою Твоею».

7 Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего». 8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. 10 Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано:

«Господу Богу твоему поклоняйся

и Ему одному служи».

11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

 «Будь добр ко всем. Каждый, кого ты встречаешь, ведёт свой тяжёлый бой»

(Джон Уотсон)

В первое воскресенье Великого Поста через Евангелие мы смотрим на Иисуса, испытывающего искушения со стороны сатаны, и учимся у Него, как противостоять злу и отвергать искушения. Искуситель пришел к Нему в пустыне, когда Он постился уже сорок дней и сорок ночей. В сцене искушения дьявол дважды применяет условное предложение: Если Ты Сын Божий (Мф 4,3 и 6). Это отсылает нас к Крещению Иисуса в Иордане, где Он слышит голос с небес: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3,17). Отметим, что в своем искушении дьявол ссылается на силу и личность Иисуса: «если ты действительно Сын Божий, докажи это, покажи свою силу, сделай чудо, прояви свою власть”. Сатана поступает очень умно, отрицает Божье сыновство Иисуса: либо сомневается в нем, либо желает вызвать сомнения в самом Иисусе, открыто выступая против Него. Слова сатаны, искушения предназначены для того, чтобы отговорить Иисуса от Его послушания Отцу, чтобы Он по собственной инициативе, по-своему использовал Божье сыновство. Проще говоря, чтобы Он Сам позаботился о себе, перестал доверять Отцу. Дьявол хочет разрушить доверие Иисуса к Отцовской заботе и таким образом отговорить Его от выполнения своего призвания. Как и в случае с первым человеком — Адамом в раю.

На первое искушение заботы о пище Иисус отвечает, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. В этом ответе мы видим, что Иисус воспринимает себя как человека, Нового Адама, который желает оставаться до конца послушным Богу и Его слову. Таким образом, Иисус показывает, что заботы этого мира, материальные блага не должны занимать первое, самое важное место среди приоритетов ученика Христа и Божьего чада.

Переходя ко второму искушению, дьявол предлагает Иисусу подвергнуть себя смертельной опасности, чтобы Бог взял на себя обязательство чудесным образом спасти Его. Сатана, снова используя Писание (Псалом 91,15), указывает, что его предложение соответствует воле Бога. Какая хитрость и коварство злого духа. Бросаясь с высоты храма, Иисус, по замыслу искусителя, должен дать возможность Отцу показать насколько надежны Его обещания (ПС 91,11-12). Иисус не нуждается в проверке этой достоверности, потому что он «знает Отца». Иисус всегда остается послушным воле Божией и не сходит с этого пути. Он никогда не поддавался этому искушению, даже в момент мучений, когда от Него ожидали необыкновенного поступка (Мф 27, 40). Таким образом, Иисус дает нам наставление не поддаваться искушению совершать чудесные знамения, лишенные смысла, только для того, чтобы обеспечить себе доверие и личную выгоду. Ибо можно попытаться проверить Бога как товар, не ища и не принимая Его волю.

Третье искушение направлено на то, чтобы отвлечь Иисуса от исключительного служения Богу и Его царству, сделав Иисуса „поклонником” дьявола. Дьявол предлагает подчиниться тому, кто не является Отцом Иисуса. Поэтому здесь не хватает слов: Если Ты Сын Божий. Мы видим в этом событии определенный парадокс. Итак, на первой горе дьявол предлагает Иисусу все царства мира и их славу ценой преклонения перед ним. На другой горе Иисус получает поклон от учеников, заявляя, что Ему дана вся власть на небе и на земле (Мф 28, 16-20). Иисус отвергает искушение идти путем славы (Мф 4,8-9), избирая путь послушания, унижения и страдания. Именно этот путь приведет Его к победе и славе. В конце третьего искушения Иисус повелевает сатане: отойди от Меня. Потому что именно Бог достоин всякой чести. Есть только одно царство Божье, Царство любви, справедливости и мира, царство вечное. Ученик Иисуса находится в его служении и исполняет волю Отца. Иисус, давая пример отказа от искушений и зла, поучает, что наше сыновство должно выражаться в полном подчинении, доверии и послушании Богу среди трудностей, испытаний и искушений. Послушание из любви воле Божьей является признаком истинного ученика Иисуса.

Слово Божье в сегодняшнем Евангелии обозначает злого духа тремя терминами: искуситель, дьявол и сатана. Эквивалентами в греческом языке являются: peiradzon, diabolos, satanas. Первый термин означает: подвергающий очень тяжелому испытанию; второй: разделяющий, клеветник; третий: противник Бога и всего, что есть Божие. Именно так действует злой дух, противник Бога и человека, потому что Бог стал Человеком! Каждый христианин должен вести духовную борьбу, потому что с искушениями он будет бороться до конца своей жизни. Иисус показал нам, что со злым духом и злом не может быть компромисса. На предложения злого духа, которые всегда являются иллюзией, обманом, ложью, необходимо реагировать категорическим „нет” и отвечать Словом Божьим. Сатана поражает в то, что в нас сильно: «Если ты…, докажи, покажи, на что ты способен. Используй свой талант, силу, возможности, власть, деньги, престиж”.

В Послании к Ефесянам мы читаем: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против правителей мира тьмы века сего, против духов злобы в поднебесной. Для этого примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясавшись истиной, и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а прежде всего возьмите щит веры, которым сможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время духом» (Еф 6, 11-18).

В событии искушения Иисуса в пустыне мы уже видим предзнаменование Пасхи Иисуса, Его Страстей, смерти и воскресения. Мы видим предзнаменование Креста и в то же время плоды, которые из него проистекают: победа над сатаной, злом, грехом и смертью, а также дар новой жизни. Благодаря этой победе Иисуса, отвергшему все предложения — искушения сатаны, проявившему послушание Отцу и Его воле, может вновь расцвести великолепный, прекрасный рай — сад. В пустыне возродились силы жизни и спасения для нас, потому что был побежден тот, кто держал нас в плену греха и смерти. Это Благая Весть! И хотя кажется, что сегодня мир был выведен в пустыню и наступила тьма, это небо вновь открылось, все осуществилось, благодаря послушанию Одного Праведника, представителя всего человечества, не поддавшегося злу и сатане! Вот Новый Адам, Новый Человек, послушный Отцу и пути, который избрал. В нем каждый возлюбленный Богом человек возвращается в потерянный рай, и ангелы служат ему! Сегодня стоит спросить себя, какое место в моей жизни, в борьбе с искушениями и путем обращения, имеет Слово Божье? Постоянно ли и систематически читаю его, молюсь ли им, медитирую, основываю на нем свой выбор и проявляю по отношению к нему послушание?

Один молодой человек обратился в пустыне к отшельнику:

— Посоветуйте мне, как я могу защитить себя от соблазнов.

Отшельник ответил ему, используя образ:

— Когда горшок стоит на огне, его не коснется ни муха, ни какой-либо земноводный или дикий зверь. Но когда он холодный, на нем могут сидеть любые животные, даже самые маленькие насекомые.

И объяснил ему этот образ:

-Так и ты, пока у тебя будет горячая любовь к Богу и ближнему, никакое искушение не будет угрожать тебе. Поэтому старайся осознавать присутствие Бога в своей душе.

 «Будь добр ко всем. Каждый, кого ты встречаешь, ведёт свой тяжёлый бой»

(Джон Уотсон)

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского – Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости