ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Иер 20, 10-13
Чтение книги пророка Иеремии.
Иеремия сказал:
10 Я слышал толки многих:
угрозы вокруг;
«заявите, говорили они, и мы сделаем донос».
Все, жившие со мною в мире,
сторожат за мною, не споткнусь ли я:
«может быть, говорят, он попадется,
и мы одолеем его
и отмстим ему».
11 Но со мною Господь, как сильный ратоборец;
поэтому гонители мои споткнутся
и не одолеют;
сильно посрамятся,
потому что поступали неразумно;
посрамление будет вечное,
никогда не забудется.
12 Господи сил! Ты испытываешь праведного
и видишь внутренность и сердце.
Да увижу я мщение Твое над ними,
ибо Тебе вверил я дело мое.
13 Пойте Господу,
хвалите Господа,
ибо Он спасает душу бедного
от руки злодеев.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 69
Припев: Услышь меня, Боже, по благости Твоей.
8 Ибо ради Тебя несу я поношение,*
и бесчестием покрывают лицо моё.
9 Чужим стал я для братьев моих*
и посторонним для сынов матери моей.
10 Ибо ревность по доме Твоём снедает меня,*
и злословия злословящих Тебя падают на меня.
14 А я с молитвою моею к Тебе, Господи;*
во время благоугодное, Боже,
по великой благости Твоей, услышь меня,*
в истине спасения Твоего.
17 Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя;*
по множеству щедрот Твоих призри на меня.
33 Увидят это страждущие, и возрадуются.*
И оживёт сердце ваше, ищущие Бога;
34 ибо Господь внемлет нищим*
и не пренебрегает узников Своих.
35 Да восхвалят Его небеса и земля,*
моря и всё движущееся в них.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Рим 5, 12-15
Чтение Послания святого Апостола Павла к Римлянам.
Братья:
12 Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. 13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. 14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.
15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.
ЕВАНГЕЛИЕ Мф 10, 26-33
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
Дух истины будет свидетельствовать о Мне, говорит Господь,*
а также и вы будете свидетельствовать.
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
+Чтение святого Евангелия от Матфея.
В то время: Иисус сказал Апостолам Своим:
26 Не бойтесь людей: ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. 27 Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. 28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне. 29 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; 30 у вас же и волосы на голове все сочтены; 31 не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; 33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
Тревога и страх сопровождают нас в нашей жизни. Мы боимся болезни, смерти, потери близкого человека, материальных благ, хорошего мнения. Тревога вписана в нашу человеческую повседневность. И хотя мы часто мотивируем себя и убеждаем, что бояться нечего, потому что «у страха глаза велики», мы не можем до конца его победить. Существует также страх, сопротивление перед признанием веры в Иисуса Христа, страх преследования из-за того, что являешься христианином. О таком страхе говорит Слово Божье из Святого Евангелия от Матфея. Проповедь Евангелия будет сопровождаться трудностями и гонениями, а ученики Иисуса столкнутся не только с враждебностью мира, но и с личными страхами. Поэтому в сегодняшнем отрывке трижды повторяется фраза: не бойтесь (Мф 10,26. 28. 31). Отметим, что отрывок является центральной частью миссионерской речи Иисуса, в которой Он дает ученикам наставления о том, как они должны воплощать Царство Божие в мире (см. Мф 10,1–42). Истинный ученик любит Своего Учителя и подражает Ему, разделяя Его судьбу. Значит, и учеников Иисуса ожидают гонения, отвержение, потеря доброго имени, чувства безопасности. Все это Иисус пережил в Своей жизни. Поэтому Он призывает Своих учеников к мужеству, поскольку так же, как Его жизнь находится в руках любящего Отца, так и ученики могут быть уверены в том, что они окружены такой же любовью и заботой. Даже когда мы проповедуем Благую Весть тайно из-за гонений, она все равно раскрывает свою могучую силу. Иисус использует некое присловье, показывая нам эту истину: ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано (Мф 10,26). То, что проповедуется сейчас, может быть, скрытно, имеет в себе силу, которая рано или поздно откроет истину и победу Евангелия. Конечно, в час Страшного Суда будет открыто то, что теперь кажется закрытым. Противопоставление света тьме, проповеди на крышах шепоту на ухо, показывают два этапа проповеди Благой Вести. Существует время, когда Иисус проповедовал Благую Весть о Царстве Божием, и время, когда Он проповедуется Церковью. Время после Его воскресения будет изобиловать проповедью Евангелия с новой силой! То, что Иисус говорил в «темноте» и «на ухо», то есть в частном порядке – своим ученикам, должно быть передано «при свете» и «на кровлях» (крыши были местом, откуда голос распространялся на всю округу).
Слова ободрения, поощрения быть стойкими и не поддаваться страху, адресованы особенно христианам, которые из-за веры рискуют потерять жизнь. Иисус говорит, чтобы не боялись тех, кто убивает тело, а страшились потерять отношения с Богом, состояния, которое ведет к потере веры, Завета с Богом, вечной жизни, приводящего к осуждению. Трагическая судьба такого человека, по собственной воле потерявшего эти отношения, общение с Богом определяется очень сильным глаголом apolesai (аполЭсэ) (ст. 28), указывающим на погибель, осуждение по причине необратимого разъединения с Богом и Его любовью. Это гораздо хуже, чем смерть от гонений, потому что смерть, понесенная из-за Евангелия, приносит обещание воскресения и вечной жизни (см. Мф 24,30; Откр 6,9–11; 7,14–17). Поэтому верующим следует не бояться физической смерти, а заботиться о даре страха Божия, понуждающем нас бояться не Бога, а потерять дружбу с Богом, уйти с пути заповедей и Евангелия. Страх Божий способствует тому, что имеем почтение и уважение по отношению к Богу, как ребенок к Отцу. Это проецируется на отношение послушания Его Слову и заповедям. Иисус трижды говорит: Не бойтесь (ст. 31), потому что жизнь ваша находится в руках любящего Бога. Если Он заботится о таких скромных пташках, малозначительных, обыкновенных, как воробьи, то насколько больше заботится о жизни учеников Иисуса. Мы никогда не должны забывать о нашем великом достоинстве и ценности в глазах Божьих! Наконец, Иисус использует параллелизм: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным, а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным (10, 32–33). В апостольские времена (сегодня более 250 миллионов христиан борются с гонениями в высокой степени) христиане часто представали перед судами и трибуналами, где им выносились смертные приговоры. Иисус также был поставлен перед религиозным и светским трибуналом и приговорен к смерти. Христиане подвергались соблазнам предательства Иисуса и отречения от веры. Вот почему Иисус оказывает им поддержку и придает мужества для бесстрашного и открытого провозглашения. Единственный судья – это Бог-Отец, который в вечности проявит свою справедливость и вознаградит тех, кто остался верен и не боялся отдать свою жизнь за веру в Иисуса! Хорошо, добрый и верный раб! (…), войди в радость Господа твоего! (Мф 25,23).
Господь Бог дал нам чудесный дар Святого Духа: мужество и страх Божий, чтобы мы жили не как рабы в парализующем нас страхе, но как те, кто совершенствовал себя в любви, которая изгоняет страх (1Ин 4,18). Страх Божий – это не страх перед Богом, но он позволяет нам пребывать в любви Божией и свободе ребенка Божьего. Ученик Иисуса знает, кому он поверил, и уверен, что Он сохранит его залог веры до конца (2Тим 1,12). Этот, может быть мало ценимый дар мужества и страха Божия, делает нас способными давать свидетельство веры в Иисуса в каждый момент нашей жизни, особенно в трудностях, ей угрожающих. Эта внутренняя добродетель, которая помогает сопротивляться греху, чтобы не потерять общение с Богом, в соответствии со словом Божьим из Первого Послания святого Петра: Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие вашу добрую жизнь во Христе. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые (3,15–17). Просим с верой, чтобы это слово исполнялось в нашей жизни!
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове