ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Иов 38, 1. 8-11
Чтение книги Иова.
1 Господь отвечал Иову из бури и сказал: 8 Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, 9 когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его, 10 и утвердил ему Моё определение, и поставил запоры и ворота, 11 и сказал: «доселе дойдёшь, и не перейдёшь, и здесь предел надменным волнам твоим»?
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 2 Кор 5, 14-17
Чтение второго Послания святого Апостола Павла к Коринфянам.
Братья: 14 Любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. 15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. 16 Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. 17 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое.
ЕВАНГЕЛИЕ Мк 4, 35-41
Чтение святого Евангелия от Марка.
35 Вечером того дня Иисус сказал ученикам Своим: переправимся на ту сторону. 36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. 37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. 38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? 39 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. 40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? 41 И убоялись страхом великим, и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?
В сегодняшнем святом Евангелии от Марка мы слышим, что Иисус весь день проповедовал Слово о Царстве Божием в притчах (Мк 4,1–34). В конце дня Он желает переправиться на другой берег моря. Там Он и дальше продолжит проповедовать о Царстве, но уже в другой форме, в виде четырех чудес (Мк 4,35–5,43), первое из которых представляет собой усмирение бури на море. Вечер, тьма, о которых мы слышим, являются символом смерти (ср. Мк 1,32) и указывают на единственную в своем роде ночь. Тогда солнце потеряет свой блеск, и тьма окутает всю землю. Это будет событие смерти Иисуса, когда Он уснет на кресте и это станет величайшим испытанием веры для Его учеников. Именно такой ночью совершится самая главная Пасха – переход от смерти к другому берегу – к вечной жизни. Ученики взяли Иисуса с собой, как Он был в лодке. Уставший после целого дня проповедования Евангелия толпе, Он засыпает. Спящий на корме – это как зерно, брошенное в землю, как крошечное зернышко горчицы, это малость и смирение, которое станет великим деревом, это скрытый свет, который засияет во тьме, это Царство Божие – дар Отца. Ученики, которые слушали об этом в притчах, скоро узнают, когда разбудят Его, о Его божественной силе, которая успокоит бушующее море. Для израильтян море было синонимом смертельной угрозы и могущества, недружественного Богу и человеку. Библия часто выражает убеждение о его разрушительной и зловещей силе (Псалом 107,25–27). Ночь, вихрь, бездна, вода – это образы смерти. Море становится местом откровения всемогущества и спасительных деяний Бога, когда Израиль выходит из Египта и пересекает Красное море.
Как драматична эта ситуация в сегодняшнем Евангелии: ночь, бушующее море, ливень и смертельная опасность, угрожающая ученикам! А Иисус спокойно спит… Однако, будучи опытными рыбаками и моряками, ученики опасаются не за Иисуса, а за себя, поэтому они говорят: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?Иисус еще не их Господь, а только Учитель, который спит в момент опасности для жизни! Сам страх не является чем-то предосудительным. Он может быть выражением нормальной человеческой реакции на смертельную угрозу. Страх приобретает положительное значение тогда, когда, несмотря на него, мы остаемся едиными с Богом, верим, безгранично Ему доверяя. Иисус никогда не был равнодушен и не остается таким по отношению к смерти человека. Он победил ее, воскрес и одержал победу над страхом смерти, который является величайшим страхом человека и желанием, чтобы не умереть, не погибнуть, жить любой ценой. Точно так же в сегодняшнем Евангелии Иисус повелевает демоническим силам, изображенным в бурных морских водах, и господствует над смертельной опасностью. Усмиряет ветер и грозу, так что наступает глубокая тишина. Приказывает: умолкни, перестань! Буквально: замолчи, надень намордник! Опыт тишины и покоя напоминает нам о переживании пророка Илии: не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь (1 Цар 19,11–12). В этой тишине и покое Иисус говорит ученикам: что вы так боязливы? как у вас нет веры? В буквальном смысле: у вас еще нет веры? Ученики, которые слушали слова Иисуса о Царстве Божием, были подвергнуты испытанию. Опыт бури показал, что у них нет веры, что слово еще не принесло в них намеченного плода. Они испугались, как мы читаем дословно: страхом великим. Страх сопровождает человека, когда Бог открывается ему. Однако он всегда преодолевается добротой, любовью и заботой Бога по отношению к человеку. Столкнувшись с откровением Иисуса, ученики, глубоко тронутые Его тайной, задают себе вопросы, заданные другими людьми в Капернауме (Мк 1,27) и в Назарете (Мк 6,2–4). Фундаментальный вопрос Евангелия от Марка: Кто такой Иисус? Иисус — Бог, Творец и Спаситель, тот, кто делает ветры Своими посланниками (Псалом 104,4), закрывает океаны в водоемы (Псалом 33,7) и ставит преграду бушующим волнам (Иов 38,11). Тот, кто своим дыханием открыл Красное море, теперь спит и просыпается, умирает и воскресает из мертвых, раскрывая свою божественную силу спасает от смерти. Если бы ученики вспомнили о растении, произрастающем из маленького семени, они бы не боялись, но могли бы спокойно спать рядом с Иисусом, их Господом, потому что, как куст, который вырастает как дерево, дает приют птицам, так и Он заботится об их судьбе. Его слово еще не настолько укоренилось в их сердце, чтобы превратить его в плодородную почву. Они еще не доверяют Ему безгранично и до конца. Почему? Потому что они не ответили на вопрос: Кто Он? Они искали этот ответ, видя Его божественную силу, когда Он успокаивал море, и на другом берегу, когда Он освобождал в стране Гадаринской одержимого нечистыми духами. Вера рождается в испытаниях и переживаниях, перед угрозами для физической и духовной жизни, потому что именно тогда мы больше всего нуждаемся в Спасителе и Господе. Сегодня Иисус ищет ее в нашем сердце. Вера пробуждает Иисуса от сна и преодолевает все страхи! Иисус, вернувшись с учениками из страны Гадаринской обратно на другой берег, находит ее в женщине, страдающей кровотечением (Мк 5, 21–34) и в Иаире – начальнике синагоги (Мк 5, 35–43). Найдет ли он ее в нас?
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове