Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Рембрандт ван Рейн «Христос во Время Шторма на Море Галилейском»
Рембрандт ван Рейн «Христос во Время Шторма на Море Галилейском»

Слово на 12 рядовое воскресенье

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Иов 38, 1. 8-11

Чтение книги Иова.

1 Господь отвечал Иову из бури и сказал: 8 Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, 9 когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его, 10 и утвердил ему Моё определение, и поставил запоры и ворота, 11 и сказал: «доселе дойдёшь, и не перейдёшь, и здесь предел надменным волнам твоим»?

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 2 Кор 5, 14-17

Чтение второго Послания святого Апостола Павла к Коринфянам.

Братья: 14 Любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. 15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. 16 Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. 17 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое.

ЕВАНГЕЛИЕ Мк 4, 35-41

Чтение святого Евангелия от Марка.

35 Вечером того дня Иисус сказал ученикам Своим: переправимся на ту сторону. 36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. 37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. 38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? 39 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. 40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? 41 И убоялись страхом великим, и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?

В сегодняшнем святом Евангелии от Марка мы слышим, что Иисус весь день проповедовал Слово о Царстве Божием в притчах (Мк 4,1–34). В конце дня Он желает переправиться на другой берег моря. Там Он и дальше продолжит проповедовать о Царстве, но уже в другой форме, в виде четырех чудес (Мк 4,35–5,43), первое из которых представляет собой усмирение бури на море. Вечер, тьма, о которых мы слышим, являются символом смерти (ср. Мк 1,32) и указывают на единственную в своем роде ночь. Тогда солнце потеряет свой блеск, и тьма окутает всю землю. Это будет событие смерти Иисуса, когда Он уснет на кресте и это станет величайшим испытанием веры для Его учеников. Именно такой ночью совершится самая главная Пасха – переход от смерти к другому берегу – к вечной жизни. Ученики взяли Иисуса с собой, как Он был в лодке. Уставший после целого дня проповедования Евангелия толпе, Он засыпает. Спящий на корме – это как зерно, брошенное в землю, как крошечное зернышко горчицы, это малость и смирение, которое станет великим деревом, это скрытый свет, который засияет во тьме, это Царство Божие – дар Отца. Ученики, которые слушали об этом в притчах, скоро узнают, когда разбудят Его, о Его божественной силе, которая успокоит бушующее море. Для израильтян море было синонимом смертельной угрозы и могущества, недружественного Богу и человеку. Библия часто выражает убеждение о его разрушительной и зловещей силе (Псалом 107,25–27). Ночь, вихрь, бездна, вода – это образы смерти. Море становится местом откровения всемогущества и спасительных деяний Бога, когда Израиль выходит из Египта и пересекает Красное море.

Как драматична эта ситуация в сегодняшнем Евангелии: ночь, бушующее море, ливень и смертельная опасность, угрожающая ученикам! А Иисус спокойно спит… Однако, будучи опытными рыбаками и моряками, ученики опасаются не за Иисуса, а за себя, поэтому они говорят: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?Иисус еще не их Господь, а только Учитель, который спит в момент опасности для жизни! Сам страх не является чем-то предосудительным. Он может быть выражением нормальной человеческой реакции на смертельную угрозу. Страх приобретает положительное значение тогда, когда, несмотря на него, мы остаемся едиными с Богом, верим, безгранично Ему доверяя. Иисус никогда не был равнодушен и не остается таким по отношению к смерти человека. Он победил ее, воскрес и одержал победу над страхом смерти, который является величайшим страхом человека и желанием, чтобы не умереть, не погибнуть, жить любой ценой. Точно так же в сегодняшнем Евангелии Иисус повелевает демоническим силам, изображенным в бурных морских водах, и господствует над смертельной опасностью. Усмиряет ветер и грозу, так что наступает глубокая тишина. Приказывает: умолкни, перестань! Буквально: замолчи, надень намордник! Опыт тишины и покоя напоминает нам о переживании пророка Илии: не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь (1 Цар 19,11–12). В этой тишине и покое Иисус говорит ученикам: что вы так боязливы? как у вас нет веры? В буквальном смысле: у вас еще нет веры? Ученики, которые слушали слова Иисуса о Царстве Божием, были подвергнуты испытанию. Опыт бури показал, что у них нет веры, что слово еще не принесло в них намеченного плода. Они испугались, как мы читаем дословно: страхом великим. Страх сопровождает человека, когда Бог открывается ему. Однако он всегда преодолевается добротой, любовью и заботой Бога по отношению к человеку. Столкнувшись с откровением Иисуса, ученики, глубоко тронутые Его тайной, задают себе вопросы, заданные другими людьми в Капернауме (Мк 1,27) и в Назарете (Мк 6,2–4). Фундаментальный вопрос Евангелия от Марка: Кто такой Иисус? Иисус — Бог, Творец и Спаситель, тот, кто делает ветры Своими посланниками (Псалом 104,4), закрывает океаны в водоемы (Псалом 33,7) и ставит преграду бушующим волнам (Иов 38,11). Тот, кто своим дыханием открыл Красное море, теперь спит и просыпается, умирает и воскресает из мертвых, раскрывая свою божественную силу спасает от смерти. Если бы ученики вспомнили о растении, произрастающем из маленького семени, они бы не боялись, но могли бы спокойно спать рядом с Иисусом, их Господом, потому что, как куст, который вырастает как дерево, дает приют птицам, так и Он заботится об их судьбе. Его слово еще не настолько укоренилось в их сердце, чтобы превратить его в плодородную почву. Они еще не доверяют Ему безгранично и до конца. Почему? Потому что они не ответили на вопрос: Кто Он? Они искали этот ответ, видя Его божественную силу, когда Он успокаивал море, и на другом берегу, когда Он освобождал в стране Гадаринской одержимого нечистыми духами. Вера рождается в испытаниях и переживаниях, перед угрозами для физической и духовной жизни, потому что именно тогда мы больше всего нуждаемся в Спасителе и Господе. Сегодня Иисус ищет ее в нашем сердце. Вера пробуждает Иисуса от сна и преодолевает все страхи! Иисус, вернувшись с учениками из страны Гадаринской обратно на другой берег, находит ее в женщине, страдающей кровотечением (Мк 5, 21–34) и в Иаире – начальнике синагоги (Мк 5, 35–43). Найдет ли он ее в нас?

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского — Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости