ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 3 Цар (1 Reg) 19, 4-8
Чтение третьей книги Царств.
В те дни: Илия 4 отошёл в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе, и сказал: довольно уже Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. 5 И лёг и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь. 6 И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печёная лепёшка и кувшин воды. Он поел, и напился, и опять заснул. 7 И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь; ибо дальняя дорога пред тобою. 8 И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шёл сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 34
Припев: Вкусите и увидите благости Господни.
2 Благословлю Господа во всякое время;*
хвала Ему непрестанно в устах моих.
3 Господом будет хвалиться душа моя;*
услышат кроткие и возвеселятся.
4 Величайте Господа со мною,*
и превознесем имя Его вместе.
5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня,*
и от всех опасностей моих избавил меня.
6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались,*
и лица их не постыдятся.
7 Сей нищий воззвал, – и Господь услышал*
и спас его от всех бед его.
8 Ангел Господень ополчается*
вокруг боящихся Его и избавляет их.
9 Вкусите и увидите, как благ Господь!*
Блажен человек, который уповает на Него!
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Еф 4, 30 – 5, 2
Чтение Послания святого Апостола Павла к Ефесянам.
Братья: 30 Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. 31 Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; 32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. 1 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, 2 и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
ЕВАНГЕЛИЕ Ин 6, 41-51
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Я хлеб живой, сшедший с небес, говорит Господь;*
едящий хлеб сей будет жить вовек.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Чтение святого Евангелия от Иоанна.
В то время: 41 Возроптали на Иисуса Иудеи за то, что Он сказал: «Я есмь хлеб, сшедший с небес». 42 И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: «Я сшёл с небес»? 43 Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою. 44 Никто не может прийти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. 45 У пророков написано: «и будут все научены Богом». Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. 46 Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца. 47 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. 48 Я есмь хлеб жизни. 49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. 50 Хлеб же, сходящий с небес, таков, что едящий его не умрёт. 51 Я хлеб живой, сшедший с небес; едящий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
Иисус сказал: «Я есмь хлеб, сшедший с небес». Веришь ли в это?
Евреи начали роптать, услышав такие слова. Они знали Иисуса как Человека, родившегося в определенной местности и в конкретной семье. Им не хватало веры, чтобы посмотреть на Него в соответствии с пророчествами Писания. Ропот рождается от неверия и касается веры. Тот, кто не верит, начинает роптать и ослабляет веру других людей. Человек за спиной другого человека высказывает свои сомнения и подрывает веру других, подвергая их падению. Тем самым он может разрушить дружбу, любовь, супружество.
Евреи роптали против Иисуса, потому что они не верили Ему. Мы иногда ведем себя подобным образом. Сегодня Иисус объясняет, что Его жизнь — это дар, принесенный для спасения всех людей. Другой дар, данный нам Отцом, – вера. Вера – дар, но это также свободный ответ человека на дар Иисуса, на дар Его Слова.
История повторяется. Как Бог когда-то в пустыне на ропот сынов Израилевых ответил даром манны, так же и Иисус Христос отреагировал на ропот евреев, отдав самого себя, подарив свою жизнь, распятую на кресте. Он отвечает даром любви до конца.
Христос – это живой хлеб, сшедший с небес. Этот хлеб – Его тело или Его жизнь, являющаяся источником вечной жизни. В Евангелии мы слышим возражение против этого слова: «Как Он может дать нам есть Плоть Свою?». Речь идет не об употреблении тела физически, а о вере, предполагающей, что жизнь Иисуса Христа, пожертвованная на кресте, является даром Того, кто возлюбил нас и отдал себя за нас, чтобы мы имели вечную жизнь. Принимаем это Слово с верой, а в Таинстве также питаемся Его евхаристическим телом.
Что нам делать, чтобы иметь вечную жизнь? Когда Иисус дает нам Своё Слово, не закрываем наши уши. Когда Иисус дает нам свое тело или жизнь в Евхаристии, не замыкаем наши уста. Святой Августин пояснил: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Он захотел открыть Себя, Кем Он был. Ведь Он мог сказать коротко: «Кто верит в Меня, имеет Меня». Ибо Христос — Сам Бог истинный и жизнь вечная. «Кто же верит в Меня, — говорит Он, — приходит ко Мне, а кто приходит ко Мне, имеет Меня. Что же значит: “иметь Меня”? Значит иметь жизнь вечную» (Святой Августин, Толкование на Евангелие от Иоанна 26,2,4,10,13)
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове