Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Возьми крест свой

Слово на 22-е рядовое воскресенье (03.09.2023)

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Иер 20, 7-9

Чтение книги пророка Иеремии.

7 Ты влек меня, Господи,

и я увлечен;

Ты сильнее меня,

и превозмог,

и я каждый день в посмеянии,

всякий издевается надо мною.

8 Ибо лишь только начну говорить я,

кричу о насилии, вопию о разорении,

потому что слово Господне обратилось в поношение мне

и в повседневное посмеяние.

9 И подумал я: «не буду я напоминать о Нем

и не буду более говорить во имя Его»;

но было в сердце моем, как бы горящий огонь,

заключенный в костях моих,

и я истомился, удерживая его,

и не мог.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 63

Припев: Жаждет душа моя Господа Бога.

2 Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я;*

Тебя жаждет душа моя,

по Тебе томится плоть моя*

в земле пустой, иссохшей и безводной.

3 Чтобы видеть силу Твою и славу Твою,*

как я видел Тебя во святилище.

4 Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь.*

Уста мои восхвалят Тебя.

5 Так благословлю Тебя в жизни моей;*

во имя Твое вознесу руки мои.

6 Как туком и елеем насыщается душа моя,*

и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои.

8 Ибо Ты помощь моя,*

и в тени крыл Твоих я возрадуюсь.

9 К Тебе прилепилась душа моя;*

десница Твоя поддерживает меня.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Рим 12, 1-2

Чтение Послания святого Апостола Павла к Римлянам.

1 Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, 2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.

ЕВАНГЕЛИЕ Мф 16, 21-27

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Отец Господа нашего Иисуса Христа*

да просветит очи сердец наших,

дабы мы познали, в чем состоит*

надежда призвания нашего.

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

+Чтение святого Евангелия от Матфея.

В то время:

21 Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. 22 И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! 23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. 25 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее. 26 Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? 27 Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.

Проблема с жизнью заключается в том, что у тебя нет возможности практиковать ее, и это сразу становится важным. Такое высказывание может быть своеобразным комментарием к тому, что случилось с Петром. Ему хотелось взять инициативу в свои руки, возможно, он привык к мысли, что его Учитель, Иисус из Назарета, всегда будет в «выигрышной позиции». Предзнаменование страданий и отвержения не входило в те категории мессианского послания, о которых мечтали евреи. Никто не хочет страданий, никто не предполагает их необходимости, они рассматриваются как жизненный побочный эффект. Иисус в этом отношении другой, он удивил учеников своим исповеданием о Страстях. Петр, ранее исповедовавший свою веру в Иисуса, Сына Божия (Мф 16,16), теперь также чувствует ответственность и решает предостеречь: «да не будет этого с Тобою». Иисус не проявляет снисхождения к отношению, выражающему принятие желаемого за действительное. Он знает Писания, которые предвещают, что Мессия будет страдать: «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению. Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господа благоуспешно будет исполняться рукой Его» (Исаия 53,10).

Трудно смириться с таким завершением земной жизни. И сложно объяснить самым близким людям смысл всего этого. И все же Иисус должен это сделать. Он уже ответил своим «да» на волю Отца и последовательно идет в Иерусалим, где предстоит совершить дело спасения, где Его ждет крест. Это согласие является силой для каждого христианина. Иногда мы переживаем состояния души, подобные Иеремии, который упрекает Бога в своих неудачах, не хочет продолжать свое призвание, не желает проповедовать Слово, но оно горит внутри него словно «огонь», который невозможно погасить (Иер 20,9). Можно бежать от призвания, но это не дает никакого облегчения. Слово Божие предвещает не только страдания Мессии, но и Его воскресение: «ибо Ты не оставишь души моей в аду и не дашь Святому Твоему увидеть тление» (Псалом 15,10). Евреи во времена Иисуса не знали понятия «воскресение», отсюда и трудности с принятием вести о страстях и воскресении. Так что мы можем как-то понять реакцию Петра. Неужели только нетерпение Иисуса стало причиной резкого выговора Петру?

Иногда нам нужны резкие слова в жизни. Если мы хорошо знаем себя, то мы знаем, что больше всего способствует принятию ожидаемых взглядов и поведения. Некоторым нужно мягкое увещевание, другим — суровое обращение. Само страдание и жизненные проблемы могут вызвать в нас изменения, но также и обращение. Мы были бы рады научить Самого Бога тому, как должно выглядеть Его действие в мире, Его вмешательство. Однако жизнь не может быть отрепетирована и прожита запланированным образом. Нас удивляют многие вещи, и от того, как мы их переживем, зависит наша зрелость, наша святость.

Подобно тому, как Петр присвоил Иисусу титул Мессии, Иисус присвоил Петру титул – Скалы, теперь Петра, отказывающегося дать Иисусу титул Страждущего Слуги (ср. Ис 53,11), называет сатаной! В Евангелии от Марка мы читаем, что Иисус сказал эти слова, глядя на учеников (Мк 8,33), как бы желая предостеречь их всех от чисто человеческого мышления. В греческом оригинале есть слова: «Иди позади Меня», т. е. следуй за Мной, подражай мне, а не проповедуй, ведь тебя постигнет то же самое – так можно было бы сегодня понять этот совет. Человек может потерять свою жизнь, приняв неверные решения, но он не может разрушить Божий план по спасению мира. Поэтому огонь слова всегда будет сжигать сердца тех, кто принял решение следовать за Иисусом. Нужно молиться, чтобы думать по-Божьи, чтобы осознавать Божью волю, чтобы понимать, что Бог в своей бесконечной любви к каждому человеку все превращает в добро и святость.

 Если христианин хочет прожить свою жизнь хорошо, у него нет другого пути, кроме как следовать за Иисусом. Это может быть больно и дорого стоить, но истинное духовное поклонение заключается именно в том, чтобы быть христианином в мире, действовать, участвовать, выбирая жизнь в униженном меньшинстве, а не в возвышенном большинстве. Это разумное служение Богу – гр. logike latreia  (Рим 12,1).

«Осияй меня, Иисус Благой, сиянием внутреннего света. Изведи всякую тьму из обители сердца моего» (Фома Кемпийский, «О подражании Христу», к III.XXIII.8-10 (Молитва о просвещении мысли).

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского – Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости