ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Деян 2, 1–11
Чтение Деяний святых Апостолов.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. 2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 4 И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. 6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. 7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? 8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. 9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, 11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 104
Припев: Пошли дух Твой, Господи, и обнови лице земли.
1 Благослови, душа моя, Господа!*
Господи, Боже мой! Ты дивно велик.
24 Как многочисленны дела Твои, Господи!*
Земля полна произведений Твоих.
29 Отнимешь дух их – умирают,*
и в персть свою возвращаются.
30 Пошлешь дух Твой – созидаются,*
и Ты обновляешь лице земли.
31 Да будет Господу слава во веки;*
да веселится Господь о делах Своих!
34 Да будет благоприятна Ему песнь моя;*
буду веселиться о Господе.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Кор 12, 3b–7. 12–13
Чтение из первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам
Братья:
3 Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.
4 Дары различны, но Дух один и тот же; 5 и служения различны, а Господь один и тот же; 6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. 7 Но каждому дается проявление Духа на пользу.
12 Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. 13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
ЕВАНГЕЛИЕ Ин 20,19–23
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
Приди, Дух Святой,
озари сердца Твоих верных
и зажги в них огонь Твоей любви.
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
+ Чтение из святого Евангелия от Иоанна.
19 В тот первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Иисуса, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! 20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. 21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. 22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. 23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
«Дом — это не там, где ты живёшь, а там, где тебя понимают», — писал Христиан Моргенштерн, немецкий писатель. Кто же лучше понимает человека, как не Тот, кто его сотворил? Бог призвал к жизни людей, любимых и желанных, и также для них Он приготовил дом, который будет стоять вечно: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин 14,2), — уверяет нас Иисус Христос. Каждого из нас ждут в этом доме вечности.
Однако, прежде чем мы завершим годы нашей жизни на земле, Бог готовит нас к жизни в вечности. Иисус говорит, что вместе с Отцом Он будет жить у того, кто будет любить Бога, и это проявляется в сохранении учения Иисуса (см. 14,23). Можно сказать, что тот, кто любит Бога, тот живет Евангелием, слушает Слово Божие. В этом проявляется любовь к Богу, когда мы принимаем Его слово. Итак, прежде чем мы будем жить в доме Отца, сначала Бог поселится в нас, здесь, на земле. Так что мы можем спросить себя: какой я «дом», что во мне обитает? Какая мысль, идея, добро? Это вопрос о том, из чего я состою. Наша ежедневная погоня за разными земными делами не всегда позволяет более глубоко размышлять, молиться и медитировать. Внутри нас идет постоянная борьба между тем, что мы должны и хотим, между выбором того, что хорошо для нас и что хорошо для других. Для христианина очевидно, что Бог через веру вселяется в его сердце (ср. Еф. 3,17), поэтому мы должны постоянно просить Духа Святого помочь нам не жить только «по плоти». «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»» (Рим 8,15).
У Израиля возникла идея создать дом для Бога: сначала был шатер, потом прекрасный храм, построенный Соломоном, потом еще один храм. Однако истинный дом Божий — это не каменный храм, а духовное жилище Бога. Об этом же говорит и Иисус: Церковь есть не только дом Божий, строение, но и духовный храм, состоящий из верующих (ср. 1 Петр 2,4-5).
Поэтому Святой Дух послан в Церковь, чтобы осуществить Божий замысел по отношению к отдельным людям, а также ко всей общине. Замыслы Бога и Его обетования исполняются благодаря Святому Духу и через Духа.
Он наш защитник, заступник в нашей борьбе с грехом и немощью, Он «приводит в действие» все слои духовной жизни. В конечном итоге Он делает нас жилищем для всех Лиц Святой Троицы: «А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас (Рим 8, 10-11).
По Божьему замыслу мы являемся Его жилищем, когда мы настойчиво сохраняем свое доверие и славную надежду до конца (см. Евр 3,6). Мы становимся жилищем Бога, если мы едины между собой Духом Святым (см. Еф 2,19-22). Это полностью осуществится, когда мы покинем наши тела и обретем вечное жилище. Тогда ситуация изменится: мы будем жить в Боге вечно, потому что принадлежим Ему.
Приди, Дух Святой, поселись в моем сердце!
Приди, Святой Дух, поселись в моем разуме и теле!
Приди, Святой Дух, чтобы я стал домом для Бога.
Приди сегодня, Святой Дух, чтобы я мог жить в Боге в вечности».
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове