ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Авв 1, 2-3; 2,2-4
Чтение книги пророка Аввакума.
1.2 Доколе, Господи, я буду взывать,
и Ты не слышишь,
буду вопиять к Тебе о насилии,
и Ты не спасаешь?
3 Для чего даешь мне видеть злодейство
и смотреть на бедствия?
Грабительство и насилие предо мною,
и восстает вражда и поднимается раздор.
2.2 И отвечал мне Господь и сказал:
запиши видение
и начертай ясно на скрижалях,
чтобы читающий легко мог прочитать,
3 ибо видение относится еще к определенному времени
и говорит о конце и не обманет;
и хотя бы и замедлило, жди его,
ибо непременно сбудется, не отменится.
4 Вот, душа надменная не успокоится,
а праведный своею верою жив будет.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 95
Припев: Послушайте глас Господа: сердец не закрывайте.
1 Приидите, воспоем Господу,
воскликнем Богу твердыне спасения нашего;
2 предстанем лицу Его со славословием,
в песнях воскликнем Ему.
6 Приидите, поклонимся и припадем,
преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего;
7 ибо Он есть Бог наш,
и мы – народ паствы Его и овцы руки Его.
О, если бы вы ныне послушали гласа Его:
8 «не ожесточите сердца вашего, как в Мериве,
как в день искушения в пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши,
испытывали Меня, и видели дело Мое.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 2 Тим 1, 6-8. 13-14
Чтение второго Послания святого Апостола Павла к Тимофею.
Возлюбленный:
6 Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение; 7 ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.
8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, 13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. 14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 17, 5-10
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Слово Господне пребывает вовек;*
а это есть то слово, которое вам проповедано.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
+Чтение святого Евангелия от Луки.
В то время:
5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. 6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.
7 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? 8 Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? 9 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. 10 Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.
Бескорыстие возможно, а его источником является вера в Иисуса Христа.
Бывает, что мы ожидаем и даже требуем оплаты за то, что сделали. Сегодня сложно что-то сделать или получить бесплатно. Трудно быть бескорыстным. И все же это возможно. Иисус учит нас такому отношению в сегодняшнем Евангелии.
Откуда берет свое начало бескорыстие? В самом Боге и вере в Него. Вера или решение выбрать Иисуса, прилепиться к Нему, жить с Ним и для Него, формирует наш образ жизни, благодаря которому должно быть видно, что мы принадлежим Христу.
Вера – основа христианской жизни как жизни человеческой: без веры нет любви. Вера действует через любовь. Верующий может подражать Иисусу Христу, посвящая себя другим и ради других. Это невозможно без веры.
Также без веры нет надежды, потому что надежда – это совершенная вера. Надежда – это вера, которая становится якорем нашей души, заброшенным за завесу. Эта завеса – смерть. Мы не знаем, что будет после смерти. Верующий человек, надеясь на жизнь со Христом, ставит себя рядом с Ним в Царстве Божьем.
Дар веры, происходящий от Бога – это великий, чудесный, основной и фундаментальный дар. Вот почему молитва Апостолов: «Умножь в нас веру» должна сопровождать нас ежедневно. Согласно Иоанну Кассиану, «Апостолы прекрасно понимали, что все, что касается спасения, является даром Божиим. Они даже умоляли Господа о благодати веры, говоря: умножь в нас веру (Лк 17,5). Не полагались на свою волю, но верили, что полнота веры может быть достигнута благодаря благодати Божьей. Автор спасения человека учит нас, что наша вера шатка, слаба и недостаточна; ее полнота и твердость зависят не от нашего свободного выбора, но являются даром Божиим. Ибо так говорит Петру: «Симон, Симон, се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя (Лк 22, 31-32)».
Однако нет истинной веры без конкретных плодов, без дел любви. Вера ведет к служению. Только на этом пути мы можем обнаружить, что «мы рабы ничего не стоящие» и то, что мы делаем, это не что-то необычное, но ежедневное исполнение воли Бога, осуществляемое даже в самых простых действиях. Святой Павел объяснил в Послании к Ефесянам: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас – Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять»(2,8-10).
Пусть то доброе, что мы делаем, не будет поводом для гордости, надменности и чувства превосходства, но направляет наш взор на Христа, благодаря Которому мы на это способны.
Бескорыстие возможно, а его источником является вера в Иисуса Христа.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове