Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Христос и богатый юноша Гофман Генрих Фердинанд (1824-1911)
Христос и богатый юноша Гофман Генрих Фердинанд (1824-1911)

Слово на 28-е рядовое воскресенье (13.10.2024)

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Прем 7, 7-11

Чтение книги Премудрости Соломона.

7 Я молился, и дарован мне разум;

я взывал, и сошёл на меня дух премудрости.

8 Я предпочёл её скипетрам и престолам,

и богатство почитал за ничто в сравнении с нею:

9 драгоценного камня я не сравнил с нею,

потому что перед нею всё золото – ничтожный песок,

а серебро – грязь в сравнении с нею.

10 Я полюбил её более здоровья и красоты,

и избрал её предпочтительно перед светом,

ибо свет её неугасим.

11 А вместе с нею пришли ко мне все блага

и несметное богатство через руки её.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 90

Припев: Господи, насыти нас милостью Твоею.

12 Научи нас так счислять дни наши,*

чтобы нам приобрести сердце мудрое.

13 Обратись, Господи! Доколе?*

Умилосердись над рабами Твоими.

14 Рано насыти нас милостью Твоею,*

и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.

15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас,*

за лета, в которые мы видели бедствие.

16 Да явится на рабах Твоих дело Твое*

и на сынах их слава Твоя;

17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас,†

и в деле рук наших споспешествуй нам,*

в деле рук наших споспешествуй.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Евр 4, 12-13

Чтение Послания к Евреям.

12 Cлово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. 13 И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.

ЕВАНГЕЛИЕ Мк 10, 17-30

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

Блаженны нищие духом;*

ибо их есть Царство Небесное.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

Чтение святого Евангелия от Марка.

В то время:

17 Когда выходил Иисус в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 18 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. 19 Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать. 20 Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей. 21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. 22 Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! 24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! 25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. 26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? 27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу.

28 И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. 29 Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, 30 и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.

Быть богатым – само по себе не является чем-то плохим. В иудаизме богатство было признаком Божьего благословения. Однако следствием богатства может быть закрытость по отношению к бедным и на проблемы социальной несправедливости, эксплуатации бедных богатыми. Доказательством этого являются частые призывы пророков в Ветхом Завете, критиковавших такое отношение. В начале сегодняшнего Евангелия мы слышим, что Иисус выдвигается в путь, Он торопится в Иерусалим, чтобы отдать Свою жизнь на Кресте. Именно в это время подбегает к Нему некий человек. Он падает перед Ним на колени, что является выражением того, что он очень сильно хочет быть учеником Иисуса. В Израиле молодые богатые люди выбирали себе наставников, могли себе это позволить. Они хотели получить знания, но также и авторитет в обществе. Вспомним хотя бы слова святого Павла: «воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе» (Деян 22,3). Раввины учили не только самому Закону, но и жизни в соответствии с ним.

Другой евангелист, Матфей, рассказывает о сегодняшнем герое: «юноше» (Мф 19, 20). Евангелист Лука называет его «некто из начальствующих» (Лк 18,18). Однако Марк представляет его очень кратко: некто (греч. heis – кто-то, один, некий). Таким образом, каждый может идентифицировать себя с ним.

Этот кто-то, один, некий человек становится перед Иисусом и спрашивает о вечной жизни. Иисус обращает внимание не только на Заповеди, которые он, как благочестивый израильтянин, знает и скрупулезно выполняет, но предлагает ему подняться над Законом и отказаться от всего своего имения за цену награды на небесах и ради самого Иисуса и Его любви (Мк 10,21). Иисус в диалоге с ним подчеркивает, что только Бог благ, и что Он является источником всего добра, любви, спасения и вечной жизни, чего так сильно жаждет обрести Его собеседник. Направляет нас к Szema («Слушай, Израиль») в одной из следующих частей Евангелия, где говорится о величайшей заповеди любви по отношению к Богу и ближнему (Мк 12,29–31). Этот человек уходит смущенный и печальный, потому что не может полностью доверять Иисусу и освободиться от земных гарантий безопасности – своего богатства. Он самодостаточен! Сказанное Иисусу «нет» порождает, как мы видим, печаль. Человек призванный, возлюбленный Иисусом, приглашенный следовать за Ним, в том числе нести крест, может отклонить это предложение. Однако он всегда остается любимым Богом. Иисус на этом примере показывает своим ученикам, насколько привязанность к материальным благам делает невозможным участие в Царстве Божьем. Это похоже на попытку большого творения пройти сквозь самое маленькое отверстие (Мк 10, 23-25). Только Бог, который добр, может освободить человека от этого и позволить ему тотчас отказаться от всего и связать с Ним навсегда свою жизнь (Мк 1, 16–20)! Можно иметь много богатств, но невозможно просто так купить вечную жизнь, нельзя получить ее за что-то, она дается в дар Тем, Кто сам есть Путь, Истина и Жизнь. Цена этого – Крест Христа и Его послушание из любви! Тот, кто это поймет и пожелает увидеть в этом величайшую ценность, станет самым счастливым человеком. Следование за Иисусом, которое Он предложил этому молодому человеку, является путем отречения. Ложным является высказывание: «Следуя за Иисусом ничего не потеряешь, только обретешь». Мы сами знаем, что жизнь полна лишений. Исполнение Заповедей само по себе не гарантирует вечную жизнь. Для Иисуса речь идет об отношениях любви, дружбы, доверия к Нему, о признании в Нем Бога, Спасителя и Господа. Ибо всё возможно Богу (Мк 10, 26–27). Мы не спасаемся собственными силами или через самосовершенствование, но благодаря вере в то, что только Тот, кто стоит передо мной – Учитель Благий, является гарантом вечной жизни, потому что Он открыл ее, умерев на древе Креста и воскреснув. Тесны и узки врата в вечное царство, и это именно крест, который является силой и мудростью Бога (1 Кор 1, 22–25). Таким образом, Христос Распятый – наше самое большое богатство и сокровище.

Автор Евангелия, над которым мы размышляем, создал интересную триаду: некто (Мк 10,17), один Бог (Мк 10,18), одного тебе недостает (Мк 10,21). В этих неслучайных словах он поставил значимые акценты. Для Бога важен каждый человек, и каждый для Него возлюбленный, единственный, каждого Он делает своим ребенком и одаривает вечной жизнью. Во-вторых, сам Бог в Личности Иисуса Христа является единственной наивысшей ценностью, и никакое богатство не может стоять на одном уровне с Ним. Не может быть дополнением к Заповедям, добавленным к жизни и благочестию, как предмет на полке, как какой-то идол. Призвание, которое Иисус дает этому человеку, чтобы Он сопровождал Его и следовал за Ним, является величайшим даром Божьей любви. Иисус выбирает его и дает Себя в дар! В-третьих, для Иисуса необходимо рискнуть и потерять. Необходимо сделать выбор, оставить что-то, даже если это было что-то хорошее и позитивное. Этот молодой человек был привязан к богатству, он был очень богат. Но он не рискнул, не так себе представлял, что значить быть учеником Раввина Иисуса, и ушел печальный.

Как перед богатым юношей, так и сегодня перед нами стоит Тот, Кто является Вечной Жизнью и Единственным Спасителем, обогатившим нас своей нищетой.

Самая большая премудрость, о которой мы читаем в сегодняшнем первом чтении, – это познание Бога и совместная жизнь с Ним, не с благами этого мира, которые иссякнут; община с братьями и сестрами в Церкви, являющаяся семьей детей Божьих!

Один человек пришел к Иисусу, я могу быть им!

Один Спаситель – Иисус, и нет другого!

Чего одного тебе недостает, чтобы ты был счастлив и не отошел сегодня в печали?

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского — Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости