Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Изгнание торгующих из храма Эль Греко
Изгнание торгующих из храма Эль Греко

Слово на 3-е воскресенье Великого Поста (03.03.2024)

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Исх 20, 1-17

Чтение книги Исхода.

В те дни:

1 Изрек Бог все слова сии, говоря:

2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.

3 Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. 5 Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, 6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

8 Помни день субботний, чтобы святить его. 9 Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; 10 а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. 11 Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

13 Не убивай.

14 Не прелюбодействуй.

15 Не кради.

16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 18

Припев: Боже, Ты имеешь глаголы вечной жизни.

8 Закон Господа совершен,*

укрепляет душу;

откровение Господа верно,*

умудряет простых.

9 Повеления Господа праведны,*

веселят сердце;

заповедь Господа светла,*

просвещает очи.

10 Страх Господень чист,*

пребывает вовек.

Суды Господни истина,*

все праведны.

11 Они вожделеннее золота*

и даже множества золота чистого,

слаще меда*

и капель сота.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Кор 1, 22-25

Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам.

Братья:

22 И Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; 23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, 24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость. 25 Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.

ЕВАНГЕЛИЕ Ин 2, 13-25

Слава Тебе, Слово Божие. Так возлюбил Бог мир,* то отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него,* имел жизнь вечную. Слава Тебе, Слово Божие.

Чтение святого Евангелия от Иоанна.

13 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим; 14 и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. 15 И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец, и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. 16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли. 17 При сем ученики Его вспомнили, что написано: «ревность по доме Твоём снедает Меня». 18 На это Иудеи сказали: каким знаменем докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? 19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. 20 На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? 21 А Он говорил о храме тела Своего. 22 Когда же воскрес Он из мёртвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.

23 И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. 24 Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех, 25 и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что в человеке.

Давайте посмотрим на ситуацию, которая тогда преобладала во дворе Иерусалимского Храма, в который пришёл Иисус. Во времена Христа каждый еврей ежегодно должен был давать полшекеля на храм. Поскольку не разрешалось бросать в сокровищницу храма монеты с изображением кесаря, во дворе находились специальные люди, меновщики, которые обменивали монеты на дозволенные. Паломники, приходящие издалека, чтобы не брать с собой животных для жертвоприношения, покупали их у разных торговцев. Стоит отметить, что власти храма получали огромный доход от этого. Тем более что меновщики денег забирали себе довольно большой процент. Это была бесчеловечная эксплуатация бедных паломников меновщиками и торговцами, социальная несправедливость, совершаемая во имя Бога и религии. Такая ситуация пробудила в сердце Иисуса оправданный гнев и возмущение. Представьте себе блеяние овец, рев волов, воркование голубей, крики меновщиков, шум и гам, звон монет в месте, где почитается Имя Бога. Это не способствовало молитве, не приближало к Богу тех, кто Его искал. Вот почему Иисус не только с гневом, но и с великой болью говорит: «Возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли». Гнев Иисуса и Его ревность напоминают гнев Моисея, который разбил каменные скрижали с Десятью Словами (Заповедями), когда увидел, как люди поклоняются золотому тельцу (см. Исх 32, 19).

Очищая храм, Иисус переносит акцент с ритуальной чистоты на моральную чистоту сердца. Цитата из стиха 16 взята из Книги пророка Захарии 14, 21, где дом Бога показан как дом молитвы для всех людей, включая язычников. Иудеи не понимают жеста очищения храма, они просят у Иисуса знамения. Иисус указывает на храм своего тела, на свою Пасху, смерть и воскресение: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Иисус говорит о своем теле как о храме, в котором пребывает Святой Дух (см. Ин 1,32), Бог во плоти. На эти слова Иисуса иудеи ответили: «Сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?». Многие комментаторы особое внимание уделили символике сорока шести лет. Некоторые относят это число к строительству храма Соломона или Зоровавеля, другие причисляют его к тайне формирования человечества Иисуса во чреве Марии, считая годы за дни. По мнению Августина и Фомы Аквинского в число 46, на основе гематрии (система нумерологии, основанная на еврейском языке и алфавите), было вписано имя Адам. Имя Адам образовано первыми буквами названий четырех сторон света: anatole  — восток, dysis — запад, arktos — север, mesembria — юг. Иисус Христос родился как человек, следовательно, Его тело произошло от Адама. Слово «˒ādām» на иврите означает «человек, человечество». Сумма греческих букв, обозначающих числа в имени Адам, равна 46 (А = 1 + D = 4 + А = 1 + М = 40). Символика числа 46 показывает, что храм, указанный Иисусом, не является новым зданием или учреждением, а представляет собой тело Иисуса — Нового Адама, который будет распят и через три дня воскреснет для новой жизни во славе. Иерусалимский храм был всего лишь символом живого храма, которым является Иисус Христос. Ученики поняли это только после Его воскресения, благодаря свету Святого Духа.

Когда мы вспоминаем рай, потерянный из-за греха непослушания первого человека Адама, мы видим, насколько важным было то, что сделал для нас Иисус Христос. Знак очищения храма показывает нам Иисуса, который Своей смертью и воскресением устранил беспорядок, принесенный в мир грехом Адама. Монеты, овцы, волы, бараны, голуби — все это может символизировать человеческие страсти, похоти, дурные наклонности и грехи. Они делают нас нечистыми и лишают гармонии в наших отношениях с Богом как с Отцом, с другими как с братьями и с самим собой как личностью – чадом Божьим. Благодаря Иисусу Христу мы возвращаемся в утраченный рай – этот храм, где Бог и человек были едины, жили в гармонии любви, в Дом Отца! Через веру в спасительное дело Христа наше сердце становится храмом Святого Духа, местом, где наше обновленное человечество может поклоняться в Духе и Истине. Слово Божие из Послания к Римлянам говорит нам: Ибо как непослушанием одного человека (Адама) сделались многие грешными, так и послушанием одного (Иисуса – Нового Адама) сделаются праведными многие (5,19). Итак, умоляю вас, братья, милосердием Божиим: представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего  и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим 12,1-2). Это уже не волы, овцы или бараны, а наша жизнь и человечество, следуя примеру Иисуса и через Иисуса, становятся жертвой, приемлемой для Бога.

В третье воскресенье Великого Поста Божье Слово побуждает нас задуматься о нашем внутреннем мире и общении с Богом. По отношению к Богу речь идёт о любви и обращении. Иисус знает, что скрыто в человеческих сердцах, раскрывает грех и злые намерения, а также все проявления веры и набожности (Ин 2, 24 и 25). Он заботится о нас. Отсюда Его ревность об этом храме, которым является община Церкви и каждый человек. Он — Новый Храм, в котором Бог, полный любви и милосердия, пришёл навстречу нам, открыв Себя. В Книге Откровения читаем: Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его и Агнец (21, 22). Давайте верить, как призывает нас сегодняшнее Евангелие, слову Иисуса, которое всегда является для нас Благой Вестью. Возрадуемся истине, что и теперь верою Христос вселяется в наши сердца и что жизнь наша сокрыта со Христом в Боге.

Не вмени всякого греха рабов Твоих и рабынь, но очисти ны очищением истины Твоея и исправи стопы наша ходити в святости, (правде и простоте) сердца и творити благое и угодное пред Тобою и пред князи нашими.

Ей, Господи, яви Лице Твое нам во благо в мире, во еже осенитися нам рукою Твоею сильною и избавитися от всякого зла Твоею мышцею высокою, и избави ны от ненавидящих нас неправедно.

(Святой Климент Римский, 1 Послание к Коринфянам, фрагмент Великой молитвы)

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского — Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости