Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Христос изгоняет торговцев из храма. Эль Греко
Христос изгоняет торговцев из храма. Эль Греко

Слово на 3 воскресенье Великого Поста

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Исх 20, 1-17

Чтение книги Исхода.

В те дни:

1 Изрек Бог все слова сии, говоря:

2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.

3 Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. 5 Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, 6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

8 Помни день субботний, чтобы святить его. 9 Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; 10 а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. 11 Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

13 Не убивай.

14 Не прелюбодействуй.

15 Не кради.

16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 18

Припев: Боже, Ты имеешь глаголы вечной жизни.

8 Закон Господа совершен,*

укрепляет душу;

откровение Господа верно,*

умудряет простых.

9 Повеления Господа праведны,*

веселят сердце;

заповедь Господа светла,*

просвещает очи.

10 Страх Господень чист,*

пребывает вовек.

Суды Господни истина,*

все праведны.

11 Они вожделеннее золота*

и даже множества золота чистого,

слаще меда*

и капель сота.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Кор 1, 22-25

Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам.

Братья:

22 И Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; 23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, 24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость. 25 Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.

ЕВАНГЕЛИЕ Ин 2, 13-25

Слава Тебе, Слово Божие.

Так возлюбил Бог мир,*

то отдал Сына Своего Единородного,

дабы всякий, верующий в Него,*

имел жизнь вечную.

Слава Тебе, Слово Божие.

Чтение святого Евангелия от Иоанна.

13 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим; 14 и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. 15 И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец, и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. 16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли. 17 При сем ученики Его вспомнили, что написано: «ревность по доме Твоём снедает Меня». 18 На это Иудеи сказали: каким знаменем докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? 19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. 20 На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? 21 А Он говорил о храме тела Своего. 22 Когда же воскрес Он из мёртвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.

23 И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. 24 Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех, 25 и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке; ибо Сам знал, что в человеке.

В сегодняшнем Евангелии мы слышим из уст Господа очень конкретный призыв или предупреждение: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин 2,16). Эти слова были сказаны в контексте совершенного Иисусом очищения Храма. Но они касались не только здания или территории храма, но и нового храма, которым является человеческая жизнь. Ибо с приходом Иисуса в мир Бог обитал среди людей в Своем человеческом теле, о чем свидетельствует Евангелист Иоанн в словах: «Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин 1,1) «стало плотию, и обитало с нами » (Ин 1,14). А после воскресения Иисуса и вознесения на небо человеческое тело также стало называться храмом Бога (ср. 1 Кор 3,16; 6,19).

Иерусалимский храм был домом Бога, где пребывал Всевышний, чтобы встретиться со своим народом. Пророк Исаия также называл его домом молитвы для всех народов (ср. Ис 56,7). Однако в Божьих планах он уже начинал терять свое прежнее значение. Мы можем увидеть это в словах Иисуса, который в том же Евангелии несколькими главами позже объявит о наступлении того времени, когда Богу больше не будут поклоняться в храме, но в Духе и Истине (ср. Ин. 4,21-23).

Очищение, которое совершил Иисус, было пророческим знамением, возвестившим о мессианских временах, когда, согласно Слову Божьему из Книги пророка Захарии в доме Господа Саваофа больше не будет ни одного торговца (ср. Зах 14,21). Кажется, что Иисус буквально исполняет это предзнаменование: Он вошел в храм и, увидев, что там происходило, воспламенился ревностью о доме Божьем. Затем, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех торговцев вместе с тем, что было предметом торга. Не осталось ничего, что можно было бы принести в жертву Господу. А остались те, кто пришел в храм, чтобы молиться. Как же им теперь поклоняться Богу, выполнять свои религиозные обязанности? Как же вообще поклоняться Богу в храме, если нет жертвенных животных? — Это было большой проблемой для современников Иисуса. Они не понимали, что делает Господь, хотя хорошо знали Священное Писание и пророчества. Они были так привязаны к прежней форме жертвоприношения, что не могли заметить присутствия в храме Агнца Божьего — Того, Кто берет на Себя грехи всего мира (Ин 1,29) и становится единственной жертвой, угодной Господу, жертвой, которая будет принесена на кресте за всех людей раз и навсегда (ср. Евр 10,12-14).

Евреи, наблюдая за всем этим событием, свое непонимание намерений Бога раскрывают в вопросе, адресованном Иисусу: «Каким знаменем докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» (Иоанна 2:18). Они просят знамения, потому что не имеют веры. И единственный знак — это сам Иисус.

 «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин 2,19), – говорит Иисус иудеям. Это будет единственный и величайший знак любви Бога к человеку: смерть Христа на кресте и Его воскресение.

Подводя итог этому размышлению, стоит спросить себя: понимаем ли мы, что Иисус сделал для нас, умерев на кресте, и какой плод принесло нам Его воскресение? Время Великого поста дано нам для того, чтобы в свете Слова Божьего взглянуть на нашу жизнь в истине и сознательно вступить на путь обращения, чтобы не потерять вечную жизнь. «Дома Отца Моего не делайте домом торговли» – это слова, с которыми сегодня Господь обращается к каждому из нас, потому что мы являемся новым храмом Бога, освященным драгоценной Кровью Христа. Не позволим злу и греху занять место в наших сердцах, мыслях, словах или делах. Храм Божий должен быть святым (ср. 1 Кор 3,17) и оставаться домом молитвы. Если мы обнаруживаем, что в нашем сердце царит беспорядок, смятение, вызванное грехом или слабостью, давайте обратимся к Слову Божьему. Подобно бичу в руке Иисуса, оно ставит нас в истине, чтобы принести желанную свободу и мир, которые являются плодом смерти и воскресения Господа. Давайте следовать ему, потому что только так мы сохраним наш дух, душу и тело в безупречном состоянии до пришествия Господа (ср. 1 Фесс 5,23). И если нам трудно молиться, давайте взывать к Святому Духу, потому что Он тот, кто учит нас молиться. Более того, когда мы не умеем молиться, Он сам молится в нас (ср. Рим 8,26-27).

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского — Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости