ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Втор 6, 2-6
Чтение книги Второзакония.
В те дни: Моисей сказал народу:
2 Бойся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые заповедую тебе, соблюдай ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои. 3 Итак слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было, и чтобы вы весьма размножились, как Господь, Бог отцов твоих, говорил тебе, что Он даст тебе землю, где течет молоко и мед.
4 Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; 5 и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. 6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 18
Припев: Бога возлюблю я, Он моё спасенье.
2 Возлюблю тебя, Господи,*
крепость моя!
3 Господь твердыня моя и прибежище мое,*
Избавитель мой.
Бог мой, – скала моя; на Него я уповаю;*
щит мой, рог спасения моего и убежище мое.
4 Призову достопоклоняемого Господа*
и от врагов моих спасусь.
47 Жив Господь и благословен защитник мой!*
Да будет превознесен Бог спасения моего,
51 величественно спасающий царя*
и творящий милость помазаннику Своему.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Евр 7, 23-28
Чтение Послания к Евреям.
Братья:
23 Священников прежнего завета было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; 24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее. 25 Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. 28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
ЕВАНГЕЛИЕ Мк 12, 28b-34
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, говорит Господь;*
и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Чтение святого Евангелия от Марка.
В то время:
28 Один из книжников подошел и спросил Иисуса: какая первая из всех заповедей? 29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; 30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! 31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. 32 Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; 33 и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. 34 Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.
Каждый человек хочет любить и быть любимым.
Вопрос книжника актуален для людей всех времен. Возможно, и мы задумываемся над тем, что же самое важное среди множества заповедей, законов и запретов, какая из заповедей является первой. И мы сегодня можем обратиться с этим вопросом к Иисусу, который является Учителем и Наставником нашей жизни.
Иисус ссылается на слова, содержащиеся в Книге Второзакония: «слушай, Израиль!». Каждый израильтянин знал эти слова наизусть. Что является первым? «Слушай …». Глагол слушать на иврите означает слышать, слушать, принять к сведению, узнать, быть послушным, верить. Можно слушать, выслушать, но не послушать. В культуре востока слушать означает то же самое, что быть послушным. По-настоящему слушает тот, кто послушен. Слушать следует всем своим естеством, что связано с постоянным усилием воли. Такое отношение ведет к отстранению от себя и сосредоточению не на самом себе, но на слове Бога и Его воле, которую оно открывает. В Священном писании слушание занимает центральное место и, соединяясь с послушанием, ведет к исполнению воли Бога в жизни.
В ответе Иисуса есть определенный путь от слушания к любви. Ибо слушание рождает веру, вера – познание Бога, познание Бога – способность любить. Выполнение первой и самой важной заповеди любить Бога и ближнего невозможно без слушания Бога, Его слова, полного любви. Бог говорит и любит, человек же должен отвечать слушанием и любовью по отношению к Богу и другому человеку. Чтобы по-настоящему любить, необходимо сначала слушать. Бог обращается к нам в своем слове, а Его слова постоянно уверяют нас в Его любви, близости и заботе. Например, в Книге пророка Исаии мы читаем: «Горы сдвинутся, и холмы поколеблются, – а милость Моя не отступит от тебя» (54,10); и в книге пророка Иеремии: «любовью вечною Явозлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (31,3).
Слушание Слова Божьего порождает веру, веру в то, что мы Им любимы всегда, во все времена и со всей правдой о нас. Бог никогда не перестанет любить тебя! Любовь Бога, принятая с верой, становится источником любви в нас, поэтому мы способны ответить на любовь Бога нашей любовью: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею». Но также опыт Божьей любви порождает в нас необходимость делиться ею с другими людьми, желание, чтобы другие, благодаря нашей любви, дружбе, доброте, открылись на Его любовь. Чтобы ответить любовью на потребности наших близких, мы также нуждаемся в том, чтобы слушать, прислушиваться к другому человеку: супруги друг к другу, родители к детям, дети к родителям. Только тогда мы ответим на призыв Иисуса, который делает нас по-настоящему счастливыми и позволяет нам сегодня ощущать присутствие Божьего Царства. Святой Августин так призывает нас к этому: «Начни любить – и ты вступишь на путь совершенствования. Начал ты уже любить? Начал обитать в тебе Бог; люби Того, Кто начал обитать в тебе, чтобы, обитая в тебе все совершеннее, Он делал тебя совершенным» (Трактат на 1-е послание Иоанна).
Каждый человек хочет любить и быть любимым.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове