ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 3 Цар (1 Reg) 17, 10-16
Чтение третьей книги Царств.
В те дни:
10 И встал пророк Илия, и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться. 11 И пошла она, чтобы взять; а он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба в руки свои. 12 Она сказала: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем. 13 И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после; 14 ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю. 15 И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени. 16 Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 145
Припев: Хвали, моя душа, Господа Бога.
6 Вечно хранящего верность,*
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.*
Господь разрешает узников.
8 Господь отверзает очи слепым,*
Господь восставляет согбенных,
Господь любит праведных.*
9 Господь хранит пришельцев.
Поддерживает сироту и вдову,*
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать вовеки,*
Бог твой, Сион, в род и род.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Евр 9, 24-28
Чтение Послания к Евреям.
24 Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, 25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; 26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. 27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, 28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
ЕВАНГЕЛИЕ Мк 12, 38-44
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Блаженны нищие духом;*
ибо их есть Царство Небесное.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Чтение святого Евангелия от Марка.
В то время: 38 Иисус говорил народу в учении Своем:
Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, 39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, 40 сии, поедающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.
41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. 42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. 43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, 44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое.
В сегодняшнем Евангелии Иисус, сидящий перед сокровищницей и наблюдающий за поведением людей, находится между двумя реальностями. С одной стороны Он видит богатых, которые бросают в сокровищницу свои излишки, с другой — бедную вдову, пожертвовавшую все, что у нее было на пропитание, две монеты, то есть один кодрант. Во внутреннем дворе храма, определенном для женщин, находились сокровищницы для денежных пожертвований паломников. Они не клали их сами, но это делал священник, в зависимости от предназначения бросал их в один из ящиков сокровищницы.
Почему Иисус заметил, сколько пожертвовала бедная вдова? Потому что Он там сидел? Это Иисус, вместо храмового священника, объявляет о ценности и намерении жертвы бедной вдовы, которая молча, без огласки принесла Богу все, что у нее было! Иисус не осуждает книжников и богатых, но учит мудрости, истинному выбору, сущности отношений с Богом. Он отделяет плевелы от зерен, плохое от хорошего. Он один и она одна с одним кодрантом. Он единственный Спаситель и Господь, Который однажды явился для уничтожения греха, и один раз был принесен в жертву для прощения грехов (ср. Евр. 9, 24-28). Он, единственный Посредник между Богом и людьми, принимает совершенный дар любви и жертвы бедной вдовы. Иисус сам беден и безгранично служит другим. Преданный из любви до конца, Он со временем займет последнее место на кресте. Она, бедная женщина, переполненная любовью к Богу, не колеблясь доверяет себя и всю свою жизнь Тому, Кто ее создал и спас. На любовь отвечает любовью. Иисус обращает внимание не на величайшие жертвы богатых людей, а на «скудную» жертву бедной вдовы. В конце концов, она могла оставить себе одну монету на так называемый «черный день». И все же она отдала все, проявив полное доверие Богу и отдав себя в Его любящие руки. Ее богатство — это Бог и упование на Него. И в этом заключается истинная мудрость, мудрость Божья. Эта бедность Единого и одной — величайшее богатство и мудрость. Иисус полностью отдал Себя нам из любви, отдав свою жизнь на кресте. Бедная вдова совершила самый прекрасный акт полного посвящения Богу как ответ любви на любовь. Через этот дар она создает общину любви с Богом. Она Невеста со своим Женихом. Счастлива ли она? Да, потому что она действительно мудра и учит нас этой мудрости, проистекающей из Евангелия. Подумай, какую мудрость ты выберешь? Истинная мудрость заключается в смирении и чуткости к Божьей любви и нуждам других. Ученики Иисуса не могут быть жадными, ученики Иисуса, как бедная вдова, должны полностью посвятить себя Богу и довериться Его Провидению. Что у тебя есть, чего бы ты не получил? Все это дар от Бога! Давать из избытка – в этом нет ничего необычного. Пожертвовать тем, что необходимо для жизни, способен только тот, кто отдал себя Богу и полностью доверяет Ему.
Папа Лев Великий так прокомментировал Евангелие: «Ибо среди их великих даров были лишь крохи их огромного состояния, только ее малая жертва была полной! Потому что вера делает драгоценным то, что само по себе не имеет ценности. У Бога малейшее дело любви не бесценно, и никакое дело милосердия не обходится без плода». Бог Отец из любви даровал нам своего единственного Сына. Бедная вдова пожертвовала все, что имела. А ты? К какому жесту веры и доверия приглашает тебя сегодня это Евангелие?
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове