ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 7, 10–14; 8, 10с
Чтение книги пророка Исаии.
В те дни:
10 Господь сказал Ахазу: 11 проси себе знамения у Господа, Бога твоего; проси или в глубине, или на высоте. 12 И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. 13 Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? 14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, 8,10 что значит: с нами Бог.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 24
Припев: Войдёт Господь наш, Он – Царь всей вселенной.
1 Господня земля и что наполняет её,*
вселенная и всё живущее в ней.
2 Ибо Он основал её на морях,*
и на реках утвердил её.
3 Кто взойдёт на гору Господню,*
или кто станет на святом месте Его?
4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто,*
кто не клялся душою своею напрасно.
5 Тот получит благословение от Господа*
и милость от Бога, Спасителя своего.
6 Таков род ищущих Его,*
ищущих лица Твоего, Боже Иакова!
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Рим 1, 1–7
Чтение Послания святого Апостола Павла к Римлянам.
1 Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, 2 которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, 3 о Сыне Своём, Который родился от семени Давидова по плоти 4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мёртвых, о Иисусе Христе Господе нашем, 5 через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, 6 между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, –
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым:
благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.
ЕВАНГЕЛИЕ Мф 1, 18–24
Аллилуйя.
Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына,*
и нарекут имя Ему: Еммануил,*
что значит: с нами Бог.
Аллилуйя.
+Чтение святого Евангелия от Матфея.
18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. 19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. 20 Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. 21 Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. 22 А все сие произошло, да сбудется сказанное Господом через пророка, который говорит:
23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына,
и нарекут имя Ему Еммануил,
что значит: с нами Бог.
24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою.
В одном из своих стихотворений Чеслав Милош писал: «Когда умрём, увидим изнанку света» (стихотворение «Смысл»). Для человека веры очевидно, что Бог использует знамения, чтобы донести до него какую-то истину. Умение читать знаки времени не так просто. Для восприятия и правильного толкования знаков требуется большая чувствительность сердца и бдительность. То же самое и со сном. Мы вообще не верим в сны, хотя в Библии именно так, часто во сне Бог раскрывает свою волю.
Почему царь Ахаз не хотел знамения (см. Ис 7,10 сл.)? Неужели он не поверил, что правильно его прочитает? Его история показывает, что он не был верен богу Яхве и не был чувствителен к увещеваниям пророков. Однако мессианское пророчество было провозглашено Исаией именно ему. Бог открывает свои планы так, как Он сам хочет, и для их реализации выбирает тех, кого хочет. Иосиф из Назарета, в противоположность Ахазу, был человеком праведным, что означает в Библии всякую справедливость, мудрость, святость. Поэтому откровение Божьих планов во сне он воспринял искренне и серьезно, хотя это сочеталось с большим отречением от собственных планов и страданиями, которые всегда сопровождают испытания. Принятие отцовства по отношению к ребенку, который физически не был его, должно быть, стоило Иосифу. Принять с верой то, что трудно понять, посвятить свою жизнь делу — это великая вещь. Часто в порыве каких-то волнений мы хотим сделать что-то значительное, изменить мир к лучшему. Но великие дела всегда требуют жертв. Может быть, именно так будет выглядеть изнанка мира — великие дела совершаются через тихие жертвы людей, верных Богу и следующих своей вере.
«Ведь спят для себя, а видят сны для других» — эти слова о. Яна Твардовского каким-то образом определяют сон Иосифа. Он повиновался приказу, полученному во сне, чтобы защитить Марию и чудесно зачатого ребенка. Тем самым он способствовал осуществлению Божьего плана спасения каждого человека.
И Иосиф, и Мария (ср. Лк 1,31) услышали, что Младенца следует называть Иисусом. Имя в Библии означает миссию человека, всю его жизнь и предназначение. Иисус рождается Спасителем не только своего народа, но и всего человечества. Он приходит в мир, чтобы принести благодать и мир от Бога Отца, чтобы открыть любовь Бога, выраженную в прощении грехов. «И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него мы – и те и другие – имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф 2, 17-18). Это, по сути, означает загадочное имя Эммануил: Бог с нами. Так назван Иисус в Книге пророка Исаии (7,14). «В Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него» (Еф 3, 12) Иисус Христос с нами во всех событиях жизни. Это произошло еще и благодаря тому, что Иосиф умел спать не для себя, а для других, умел с верой принимать невозможное.
Как Бог говорит с тобой сегодня? Что невозможное он ставит перед тобой? Ты также являешься важным звеном в Божьем плане спасения.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове