ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 6, 1-2a. 3-8
Чтение книги пророка Исаии.
1 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм. 2 Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл. 3 И взывали они друг ко другу, и говорили:
Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!
вся земля полна славы Его!
4 И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.
5 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.
6 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, 7 и коснулся уст моих, и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен. 8 И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдёт для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 138
Припев: Ангелы Господни прославляют Бога.
1 Славлю Тебя всем сердцем моим,*
что Ты услышал все слова уст моих,
пред Ангелами пою Тебе.*
2 Поклоняюсь пред святым храмом Твоим.
Славлю имя Твоё за милость Твою и за истину Твою;
ибо Ты возвеличил слово Твоё*
превыше всякого имени Твоего.
3 В день, когда я воззвал, Ты услышал меня;*
вселил в душу мою бодрость.
4 Прославят Тебя, Господи, все цари земные,*
когда услышат слова уст Твоих,
5 и воспоют пути Господни,*
ибо велика слава Господня.
7 Спасёт меня десница Твоя.*
8 Господь совершит за меня!
Милость Твоя, Господи, вовек;*
дел рук Твоих не оставляй.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Кор 15, 1-11
Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам.
1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, 2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, 4 и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию, 5 и что явился Кифе, потом Двенадцати. 6 Потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили. 7 Потом явился Иакову, также всем Апостолам. 8 А после всех явился и мне, как некоему извергу. 9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию. 10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. 11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
ЕВАНГЕЛИЕ Лк 5, 1-11
Аллилуйя.
Идите за Мною, говорит Господь,*
и Я сделаю вас ловцами человеков.
Аллилуйя.
+ Чтение святого Евангелия от Луки.
В то время:
1 Когда народ теснился к Иисусу, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, 2 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. 3 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. 4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. 5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь, и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть. 6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. 7 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. 8 Увидев это, Симон Пётр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. 9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; 10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. 11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.
Выбирая человека для особой миссии, Бог одаривает его благодатью и всеми необходимыми дарами, чтобы он мог выполнить порученную ему задачу. Однако, когда избранный человек осознает величие и святость Бога и видит собственные недостатки и грешность, у него возникают трудности с принятием Божьего избрания. Мы видим пример этого в святом Евангелии от Луки. Святой Петр после ночи тяжелой и безуспешной работы вымывает сети на том же месте, где Иисус учит людей, то есть на берегу озера. Он предоставляет свою лодку Иисусу, чтобы Тот мог учить толпу, собравшуюся на берегу, но сам остается как бы в стороне. С человеческой точки зрения он случайный слушатель, и это не его личный выбор. Но у Бога нет случайностей, каждое событие имеет свою цель.
Святой Петр занимается своей повседневной работой, но на этот раз в необычных обстоятельствах. Рядом с ним находится Иисус, обращающийся к множеству собравшихся людей. Будущий Апостол слышит слова Иисуса, которые возможно касаются его, но он еще не полностью познал их силу. В какой-то момент они адресованы непосредственно ему. Иисус говорит: «отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова» (Лк 5,4). Для опытного рыбака это распоряжение нерационально, потому что условия неблагоприятны для рыбалки. Однако Петр проявляет послушание Иисусу и, отплыв недалеко от берега, закидывает сети. Улов оказывается богатым. Ввиду этого факта можно сказать, что вершина мечтаний – это быть рядом с кем-то таким, как Иисус, потому что по Его слову невозможные вещи становятся возможными. Многие люди во времена Иисуса так думали и поэтому искали Его. Примером могут служить толпы людей, которым Господь прямо сказал: вы ищете Меня потому, что ели хлеб и насытились. Но у святого Петра совершенно другая реакция. Он упал на колени перед Иисусом и попросил: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк 5,8).
Разве Иисус не знает о грешности Петра или кого-либо еще? – Знает, только для Него грех человека не является помехой. Если бы это было не так, у нас не было бы возможности приблизиться к Господу, не говоря уже о том, чтобы стать Его учениками и соработниками. Тем временем святой Павел в Послании к Коринфянам пишет, что из-за нашей слабости и склонности к греху мы являемся глиняными сосудами, но именно в них скрыто сокровище Бога (см. 2 Кор 4, 7). Иисус решил проблему греха, умерев на кресте. С этого момента человек, хотя остается грешником и переживает падения, уже не находится во власти греха. Благодать Божья сильнее человеческой слабости. С ее помощью мы поднимаемся, обращаемся и следуем далее за Иисусом. И именно поэтому сегодня Он говорит каждому из нас, как Петру: не бойся. Если останешься послушным моему Слову, «будешь ловить человеков» (см. Лк 5,10). Мы все призваны к этому, хотя каждый по-своему, потому что это наше христианское призвание и задание, данное Богом: дать свидетельство о нашей вере, которое привлечет других к Христу.
Сегодня, если мы это позволим, наши слова, поступки и свидетельство жизни могут стать инструментом в руках Господа, с помощью которого Он может невозможное сделать возможным. Давайте ответим на Его ожидания, отдав в Его распоряжение всю нашу жизнь. И если что-то сдерживает нам в этом, какой-то страх, грех, слабость, Слово Божье из книги пророка Исаии уверяет нас в том, что у Бога нет с этим проблем. Достаточно стать перед Ним в истине. Пророк признал свою грешность перед Богом и был Им очищен (Ис 6,7). Мы также, приближаясь к престолу Божьей благодати, которой являются таинства Евхаристии, Покаяния и Примирения, очищаемся силой крови Христа. Его милосердие дает нам свободу от греха, устраняет страх, укрепляет в добрых желаниях и придает смысл жизни. Независимо от того, с кем мы отождествляем себя сегодня: с Петром, в котором преобладает страх, и который просит, чтобы Господь оставил его, или с пророком Исаией, который ответил на милосердие Бога своей готовностью исполнять Его волю, помним одно – для Бога нет ничего невозможного. Он говорит каждому из нас сегодня: «Не бойся!» (Лк 5, 10). Поэтому доверимся Ему и позволим действовать в нас и через нас для нашего блага и для блага тех, кого Он поставит на нашем жизненном пути.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове