Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

добрый пастырь

Слово на 4-е воскресенье Пасхи (30.04.2023)

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Деян 2, 14a. 36-41

Чтение Деяний святых Апостолов.

В день Пятидесятницы, 14 Пётр, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил:

36 Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.

37 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? 38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. 39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. 40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. 41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 23

Припев: Господь – Пастырь мой; не буду я нуждаться.

1 Господь – Пастырь мой;*

я ни в чем не буду нуждаться.

2 Он покоит меня

на злачных пажитях.

Водит меня к водам тихим.*

3 Подкрепляет душу мою.

Направляет меня на стези правды*

ради имени Своего.

4 Если я пойду и долиною смертной тени,*

не убоюсь зла, потому что Ты со мной;

Твой жезл и Твой посох –*

они успокаивают меня.

5 Ты приготовил предо мною трапезу*

в виду врагов моих;

умастил елеем голову мою;*

чаша моя преисполнена.

6 Так, благость и милость да сопровождают меня*

во все дни жизни моей,

и я пребуду в доме Господнем*

многие дни.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Петр 2, 20b-25

Чтение первого Послания святого Апостола Петра.

Возлюбленные:

20б Если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу.

21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.

22 Он не сделал никакого греха,

и не было лести в устах Его.

23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. 24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. 25 Ибо вы были, как овцы блуждающие, но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.

ЕВАНГЕЛИЕ Ин 10, 1-10

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Я есмь пастырь добрый, говорит Господь;*

и знаю овец Моих, и Мои знают Меня.

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

+Чтение святого Евангелия от Иоанна.

В то время: Иисус сказал фарисеям:

1 Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит через ограду, тот вор и разбойник. 2 А входящий дверью есть пастырь овцам. 3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. 4 И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. 5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. 6 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. 8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. 9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. 10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

В своем учении Иисус очень часто обращается к образам из повседневной жизни своих слушателей, чтобы раскрыть истинное лицо Бога и Его любовь к человеку. Иногда сравнения, которые использует Господь, могут удивить нас и потребовать от нас более глубокого размышления, чтобы обнаружить их истинное значение. Но, может быть, этого и хотел Иисус, чтобы мы не относились к Его словам как к слишком очевидным и не были к ним равнодушны…

Одним из таких примеров является слово в сегодняшнем Евангелии, которое говорит нам, что Иисус есть дверь овцам. Почему Он называет себя Дверью? — Когда говорит, что Он Пастырь, мы без проблем понимаем Его слова, потому что все мы знаем, кто такой пастух и какова его роль. Но почему Он называет себя Дверью? — Чтобы понять это слово, стоит обратиться к Библии и посмотреть, какое значение имели ворота для людей того времени.

В Ветхом Завете ворота были не только местом, позволявшим войти или выйти из отдельной общины, например, из города. Они были чем-то намного большим. Закон Моисея, конкретизируя положения, касающиеся социальной организации народа, гласил, что именно ворота города должны быть местом, предназначенным для решения торговых вопросов, для проведения политических переговоров, здесь проходили судебные заседания, отсюда выдвигались на войну и т.д. Иными словами, у ворот города кипела жизнь. Также их наличие давало ощущение защищенности, потому что они позволяли закрываться от врага и открываться для друзей. Но что важно, они были еще и гарантом свободы человека: через них можно было войти и выйти.

Когда Иисус называет себя дверью (Ин 10.7), Он имеет в виду не город, а овчий двор, у которого также были ворота. Овчарня представляла собой огороженное место, куда разные пастухи приводили своих овец. Привратник открывал узкую калитку, через которую стадо загоняли вовнутрь и там оно находило укрытие от диких зверей. Однако после того, как пастухи и овцы отдохнули за ночь, ворота снова открывали, чтобы стадо могло выйти на пастбище. Тогда пастух, стоя у входа, звал своих овец, и выходили только те, которые узнали в нем своего пастыря.

Ворота овчарни также позволяли проверить намерения того, кто хотел попасть внутрь. Те, кому нечего было скрывать, бесстрашно входили через ворота. Всякий кто имел плохие намерения, был вором и разбойником, искал другие способы проникнуть внутрь. Если стены города или заграждения в овчарнях не были сплошными, можно было обойти ворота и проникнуть внутрь другим путем, неся страдания, разрушение, разгром. Но когда конструкция забора имела прочный фундамент, ворота были единственным способом попасть внутрь.

Теперь давайте посмотрим на Иисуса, который сравнивает себя с дверью. Говоря эти слова, Он ссылается на пророчество из книги пророка Иезекииля: «И поставлю над ними одного Пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида. Он будет пасти их, и он будет у них Пастырем» (Иез 34,23). Бог обещал людям Пастыря, который позаботится о них во имя Его. Иисус тот, кто исполняет это пророчество. Ибо Он пришел в мир, чтобы собрать воедино рассеянных детей Божиих (ср. Ин 11,52) и вернуть их в дом Отца. Только как это сделать, если Бог свят, а человек грешен? Кто посмеет приблизиться к Богу? – Иисус становится во главе всех заблудших и говорит: следуйте за мной! Он, как Тот, Кто пришел от Отца, знает обратную дорогу. Более того, Он сам становится Путем к Отцу (Ин 14,6), единственным Посредником (Евр 9,15). Человечество веками через грех строило стену вражды, отделяющую его от Бога и друг от друга. Напрасно было искать брешь в этом сооружении, не говоря уже о воротах. Люди жили в рабстве греха и не имели выхода из стен, воздвигнутых грехом. Но пришествие Христа изменило все. Святой Павел в Послании к Ефесянам писал, что Иисус разрушил эту стену враждебности в своем Теле через крест (Еф 2,14-16). Крест Господень стал нашей дверью, позволяющей выйти из греха, замкнутости, эгоизма, из всего, что отдаляет нас от Бога, и войти в новую реальность: в дом Отца, в вечный покой в ​​Его присутствии. Бог желает, чтобы каждый человек был спасен (ср. 1 Тим 2,4), прошел через эту Дверь и таким образом вернулся в Рай, потерянный из-за греха непослушания. Это произойдет, когда Христос придет снова и зло будет навсегда побеждено. На данный момент это окончательное видение реализуется в Общине Церкви, называемой Овчарней Господней. Мы входим в нее через крещение, которое является нашей дверью. В ней мы присоединяемся к Христу в Его смерти и воскресении, чтобы жить уже не для греха, но для Господа (ср. Рим. 6,11). Община Церкви является для нас местом, где мы защищаемся от нападок лукавого. Она дает нам чувство безопасности, укрепляет нашу надежду на вечность. И хотя случается, что волки в овечьей шкуре вламываются внутрь нее, Слово Божие уверяет нас, что врата ада не одолеют Церковь (Мф 16,18), потому что посреди нее Бог (Пс 45,6). Здесь мы можем пережить встречу с воскресшим и живым Господом, присутствующим в Своем Слове, в Таинствах, в другом человеке. И пока мы в этой общине, пока мы остаемся в общении с Господом и следуем за Ним по пути веры, мы можем каждый день с непоколебимой уверенностью повторять вслед за псалмопевцем:

«Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться.

Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,

подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.

Если я пойду и долиною смертной тени – не убоюсь зла, потому что Ты со мной».

Псалом 22,1-4

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского — Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости