Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Ochishhenie-prokazhyonnogo

Слово на 6 рядовое воскресенье

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Лев 13, 1-2. 45-46

Чтение книги Левита.

1 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:

2 Когда у кого появится на коже тела его опухоль, или лишаи, или пятно, и на коже тела его сделается как бы язва проказы, то должно привести его к Аарону священнику, или к одному из сынов его, священников.

45 У прокажённого, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: «нечист! нечист!» 46 Во все дни, доколе на нём язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 31

Припев: Ты покров мой, Боже, Ты мое спасение.

1 Блажен, кому отпущены беззакония,*

и чьи грехи покрыты!

2 Блажен человек, которому Господь не вменит греха,*

и в чьем духе нет лукавства!

5 Но я открыл Тебе грех мой*

и не скрыл беззакония моего;

я сказал: «исповедаю Господу преступления мои»,*

и Ты снял с меня вину греха моего.

11 Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные;*

торжествуйте, все правые сердцем.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Кор 10, 31 – 11, 1

Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам.

Братья:

31 Едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божию. 32 Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, 33 так, как и я угождаю всем во всём, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.

1 Будьте подражателями мне, как я Христу.

ЕВАНГЕЛИЕ Мк 1, 40-45

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Великий ролрок восстал между нами,*

и Бог посетил народ Свой.

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Чтение святого Евангелия от Марка.

В то время:

40 Приходит к Иисусу прокажённый и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. 41 Иисус, умилосердившись над ним, простёр руку, коснулся его, и сказал ему: хочу, очистись. 42 После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист. 43 И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его, 44 и сказал ему: смотри, никому ничего не говори; но пойди, покажись священнику, и принеси за очищение твоё, что повелел Моисей, во свидетельство им. 45 А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду.

Проказа – это заразное заболевание, постепенно разрушающее организм человека. Им были наказаны египтяне, когда фараон не хотел выпускать израильтян из рабства. В Библии подробно описывается как обращаться с человеком, больным проказой. Ряд законов должен был защитить сообщество от этой заразной болезни.

Для отцов Церкви проказа была тенью и фигурой человека, страдающего духовно: часто так бывает, что даже в чистейшем доме, то есть в Церкви, рождается самая грязная проказа, то есть ересь. Подобно тому как больного проказой изолировали от общества, так стоит поступать «в святой Церкви, когда человек отступится от веры, необходимо его признать еретиком и увещевать его снова и снова благочестивыми наставлениями» (Руперт из Дойца).

В наши дни мы также имеем дело со своеобразной проказой. Что представляет собой духовную болезнь современного человека? За проказу мы можем принять грехи, терзающие людей, больные межличностные отношения и, наконец, моральный релятивизм целых обществ. То, что когда-то было хорошо, свято и неопровержимо, сегодня уже таким не является. Правда, честность, верность – для кого это сегодня важно? Почему любовь в стольких супружеских парах пронизана отсутствием верности? Она требует многочисленных отречений от собственных планов и удовольствий, призывает к борьбе со злым духом, ибо всякая добродетель должна быть испытана: «здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр 14,12).

Также обстоит дело с этикой жизни. Оспаривание права человека на жизнь от зачатия до естественной смерти подобно проказе, охватывающей все шире и шире умы людей. На наших глазах развивается цивилизация смерти, о которой предупреждал святой Иоанн Павел II.

Прокаженный, пришедший к Иисусу, просил: если хочешь, можешь меня очистить. Он покорился воле Иисуса, который проявил милосердие, сделал жест и произнес слово. Эти элементы присутствуют в Таинствах Церкви (знак и слово). Именно в Церкви человек получает очищение от проказы, которая есть грех, и исцеление. Таким образом, сегодня Иисус проявляет к нам милосердие и склоняется над нами всякий раз, когда мы с верой просим о преображении и обновлении жизни.

Между тем Иисус посылает исцеленного к священнику, чтобы исполнить предписание закона. Зачем это делает? Он хотел показать, что тайны закона были исполнены Им, а ведь ни закон, ни священники не могли исцелить больного. Иисус проявил свою силу, свое господство над неизлечимой болезнью. Поверили ли в Него священники? Мы знаем, что в своей извращенности они совершенно неверно истолковывали поступки Иисуса и приписывали Ему злые намерения и силы.

Прокаженный, напротив, признал Сына Божьего в личности Иисуса и поверил, что Он имеет власть над проказой. В оригинальном тексте мы находим сильные определения для описания поведения Иисуса по отношению к этому человеку. Так, после очищения Иисус «посмотрев на него строго, тотчас отослал его, и сказал ему: смотри, никому ничего не говори». Трудно ничего не говорить, когда все видят, что проказа исчезла, поэтому не удивляет реакция исцеленного. Он не мог сдержать радости от обретенной жизни. Однако мессианская тайна не сохранилась. Подобное произошло и в случае с глухонемым (см. Мк 7,36), который тоже не сохранил тайны. Вряд ли стоит удивляться. Противники Иисуса вынесли Ему смертный приговор, а Иисус не хотел попасть в их руки раньше времени. Так вот, прокаженный радовался новой жизни, а Его спаситель занял место в пустыне. Иисус заменил всех нас в смерти, взяв на себя наш грех, потому что «возмездие за грех – смерть» (Рим 6,23). Его смерть на кресте принесла спасение всему миру и каждому человеку. «Блажен, кому отпущены беззакония… Блажен человек, которому Господь не вменит греха» (Псалом 32,1-2).

Итак, что делать, чтобы современная проказа не охватила наши умы? Только Бог, который всегда верен человеку, может быть способен на верность заповедям, обетам, клятвам. Поэтому подумай, что сегодня является твоей проказой, может это неверность Богу или человеку в какой-то области жизни?

Когда сегодня будешь молиться Молитвой Господней, проси Бога с верой и осознанно: «не введи нас в искушение». Бог не желает смерти грешника, поэтому Он избавит тебя от всякого греха и очистит от его последствий, если ты сильно этого жаждешь.

Что делать, чтобы не возвращаться к греху? «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти…» (Псалом 32,8). Святой Павел показывает нам способ поведения, который ведет к свободе и жизни в истине: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор 11,1). Иди и делай то же самое: следуй за Иисусом, Господом твоим.

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского — Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости