Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Chrystus Krol

Слово на Торжество Иисуса Христа, Царя Вселенной

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Иез 34,11-12.15-17

Чтение книги пророка Иезекииля.

11 Так говорит Господь Бог:

Вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. 12 Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. 15 Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. 16 Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде.

17 Вас же, овцы Мои, – так говорит Господь Бог, – вот, Я буду судить между овцою и овцою, между бараном и козлом.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 23

Припев: Господь – Пастырь мой; не буду я нуждаться.

1 Господь – Пастырь мой;*

я ни в чем не буду нуждаться.

2 Он покоит меня*

на злачных пажитях.

Водит меня к водам тихим.*

3 Подкрепляет душу мою,

направляет меня на стези правды*

ради имени Своего.

5 Ты приготовил предо мною трапезу*

в виду врагов моих;

умастил елеем голову мою;*

чаша моя преисполнена.

6 Так, благость и милость да сопровождают меня*

во все дни жизни моей,

и я пребуду в доме Господнем*

многие дни.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Кор 15,20-26.28

Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам.

Братья:

20 Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. 21 Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. 22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. 24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. 25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. 26 Последний же враг истребится — смерть. 28 Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.

ЕВАНГЕЛИЕ Мф 25, 31-46

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Благословен Грядущий во имя Господне!*

Благословенно грядущее во имя Господа

царство отца нашего Давида!

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

+Чтение святого Евангелия от Матфея.

В то время: Иисус сказал ученикам Своим:

31 Когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним: тогда сядет на престоле славы Своей; 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. 34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. 35 Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. 37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38 Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39 Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? 40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. 42 Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. 44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? 45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. 46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Правосудие – это закон в действии. Часто человек хочет вершить правосудие над другими на основе личных критериев, которые не имеют ничего общего с истиной, а являются лишь выражением мести. Мы также часто не можем понять, что является правдой, мы знаем только ее часть, или просто основываемся на лжи. Особенно это заметно в общественной жизни. Мы предполагаем, что СМИ говорят и пишут правду, доверяем тому, кто освещает то или иное событие. Позже кто-то другой говорит о том же факте, но совершенно по-другому. Где же тогда истина? Бог знает правду о человеке, знает тебя и меня. И видит иначе, чем видит человек.

В Евангелии от Матфея, незадолго до окончательного решения «вопроса об Иисусе из Назарета» его врагами до Его страстей и Пасхи происходит эсхатологическая беседа. Она содержит притчи, касающиеся суда и того, что будет происходить в конце времен. Евангелист изображает сцену суда в соответствии с еврейскими представлениями о царском дворе и престоле полном славы. Иисус Христос, как судья, рассматривает праведные и злые деяния. Царство, уготованное от основания мира, – вот награда, приготовленная тем, кого Иисус называет: благословенные Отца Моего. Он управляет царством, а значит, он Царь, предоставляющий свои блага людям всех народов. Царь земной и небесной Вселенной распространяет свое господство через любовь к людям, удостоверенной смертью на кресте и воскресением. Он накормил тысячи людей, слушавших Его проповеди в пустыне (см. Мк 8,9), исцелял и освобождал от злых духов (см. Мк 1,34). Иисус – пастырь, который сам заботится о своих овцах. Это согласуется с предзнаменованием пророка Иезекииля: «Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, буду пасти их по правде» (ср. Иез 34,16). Можно сказать, что Он сделал все, чтобы дать возможность людям и каждому человеку достойно, красиво и справедливо жить в этом мире. Оставил в общине Церкви все средства спасения. Он мог распознать (по отношению к современным людям делает это постоянно), в чем нуждается каждая овца, ибо правосудие – это законы в действии: праведники получат то, чего желают (Притч 10,24).

В свете такого правосудия будет совершен Последний суд. В библейском смысле праведники – это те, кто делал добро другому человеку, не обходил нуждающегося. Для них делать добро было чем-то естественным, как бы безусловным рефлексом, потому что они спрашивают: когда? Такой вопрос задают и те, кто не имел привычки помогать нуждающимся. Они, по их мнению, конечно же, не встречали таких людей, но и, возможно, больше считали нуждающимися самих себя, поэтому с удивлением задавали вопрос: когда? Что можно понять: как так получилось, что мы кого-то упустили (может быть, они считали себя справедливыми и порядочными людьми). Известно, что суд касается всех народов. Вопрос адресован не человеку, а общине. Здесь можно увидеть измерение воздействия сообщества. В какой группе ты находишься, такие привычки и приобретаешь. Тот, кто живет в обществе людей с хорошими привычками, делает то же самое. Но если я окажусь в группе ропщущих, эгоистов, то рано или поздно у меня появится шанс стать такими же, как они. Это относится и к семье, как к первой общине, воздействующей на личность, на ребенка, на молодого человека.

Дела милосердия для тела, упомянутые в сегодняшнем Евангелии (единственное, что не упоминается, – это похоронить умершего), являются практическим аспектом религии и очень универсальны. Такого рода потребности должен уметь распознавать и совершать по отношению к другим каждый человек.

Почему по таким основополагающим действиям будем судимы? Разве святость не приобретается через великие поступки, большие дела, о которых все знают и которые повсеместно восхваляются? Иногда именно так понимается суть святости. Нет ничего более ошибочного. Нам порой легче вступить в борьбу за справедливый мир, чем увидеть обычного человека, живущего в этом мире. Мы не всегда можем понять его потребности. Но и под видом помощи бедным коварно развиваются идеологии. И человечество подхватывает их как идеальное решение. Но в идеологии важен не простой человек, а идея. А ведь: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25,40). Всякое человеческое существо является объектом этического долга каждого человека, а не только христианина. В человечестве мы все братья. И нас касается указание: «Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость торжествует над судом» (Иак 2,12–13).

В энциклике «Fratelli tutti» папа Франциск пишет: «Таким образом, любовь – это нечто большее, чем просто ряд добрых поступков. Действия проистекают из единства, все более направленного к другому человеку, который считается ценным, достойным, добрым и прекрасным независимо от его физического и морального аспекта. Любовь к другому человеку из-за того, кто он есть, побуждает нас искать лучшее для его жизни. Только культивируя этот способ отношений друг с другом, мы сделаем возможной социальную дружбу, которая никого не исключает, и братство, открытое для всех (94)».

Посему просим Господа нашего, чтобы Он одарил нас любовью к наименьшим, за которых Он отдал жизнь и в которых пребывает Сам:

О Боже, Троица любви,

из глубокого общения Твоей Божественной жизни

излей на нас поток братской любви.

Даруй нам любовь, отраженную в деяниях Иисуса,

в его семье из Назарета

и в раннехристианской общине. (Fratelli Tutti, 287).

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского – Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости