ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Иез 34,11-12.15-17
Чтение книги пророка Иезекииля.
11 Так говорит Господь Бог:
Вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. 12 Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. 15 Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. 16 Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде.
17 Вас же, овцы Мои, – так говорит Господь Бог, – вот, Я буду судить между овцою и овцою, между бараном и козлом.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 23
Припев: Господь – Пастырь мой; не буду я нуждаться.
1 Господь – Пастырь мой;*
я ни в чем не буду нуждаться.
2 Он покоит меня*
на злачных пажитях.
Водит меня к водам тихим.*
3 Подкрепляет душу мою,
направляет меня на стези правды*
ради имени Своего.
5 Ты приготовил предо мною трапезу*
в виду врагов моих;
умастил елеем голову мою;*
чаша моя преисполнена.
6 Так, благость и милость да сопровождают меня*
во все дни жизни моей,
и я пребуду в доме Господнем*
многие дни.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Кор 15,20-26.28
Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам.
Братья:
20 Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. 21 Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. 22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. 24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. 25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. 26 Последний же враг истребится — смерть. 28 Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.
ЕВАНГЕЛИЕ Мф 25, 31-46
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
Благословен Грядущий во имя Господне!*
Благословенно грядущее во имя Господа
царство отца нашего Давида!
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
+Чтение святого Евангелия от Матфея.
В то время: Иисус сказал ученикам Своим:
31 Когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним: тогда сядет на престоле славы Своей; 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. 34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. 35 Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. 37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38 Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39 Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? 40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. 42 Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. 44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? 45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. 46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Правосудие – это закон в действии. Часто человек хочет вершить правосудие над другими на основе личных критериев, которые не имеют ничего общего с истиной, а являются лишь выражением мести. Мы также часто не можем понять, что является правдой, мы знаем только ее часть, или просто основываемся на лжи. Особенно это заметно в общественной жизни. Мы предполагаем, что СМИ говорят и пишут правду, доверяем тому, кто освещает то или иное событие. Позже кто-то другой говорит о том же факте, но совершенно по-другому. Где же тогда истина? Бог знает правду о человеке, знает тебя и меня. И видит иначе, чем видит человек.
В Евангелии от Матфея, незадолго до окончательного решения «вопроса об Иисусе из Назарета» его врагами до Его страстей и Пасхи происходит эсхатологическая беседа. Она содержит притчи, касающиеся суда и того, что будет происходить в конце времен. Евангелист изображает сцену суда в соответствии с еврейскими представлениями о царском дворе и престоле полном славы. Иисус Христос, как судья, рассматривает праведные и злые деяния. Царство, уготованное от основания мира, – вот награда, приготовленная тем, кого Иисус называет: благословенные Отца Моего. Он управляет царством, а значит, он Царь, предоставляющий свои блага людям всех народов. Царь земной и небесной Вселенной распространяет свое господство через любовь к людям, удостоверенной смертью на кресте и воскресением. Он накормил тысячи людей, слушавших Его проповеди в пустыне (см. Мк 8,9), исцелял и освобождал от злых духов (см. Мк 1,34). Иисус – пастырь, который сам заботится о своих овцах. Это согласуется с предзнаменованием пророка Иезекииля: «Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, буду пасти их по правде» (ср. Иез 34,16). Можно сказать, что Он сделал все, чтобы дать возможность людям и каждому человеку достойно, красиво и справедливо жить в этом мире. Оставил в общине Церкви все средства спасения. Он мог распознать (по отношению к современным людям делает это постоянно), в чем нуждается каждая овца, ибо правосудие – это законы в действии: праведники получат то, чего желают (Притч 10,24).
В свете такого правосудия будет совершен Последний суд. В библейском смысле праведники – это те, кто делал добро другому человеку, не обходил нуждающегося. Для них делать добро было чем-то естественным, как бы безусловным рефлексом, потому что они спрашивают: когда? Такой вопрос задают и те, кто не имел привычки помогать нуждающимся. Они, по их мнению, конечно же, не встречали таких людей, но и, возможно, больше считали нуждающимися самих себя, поэтому с удивлением задавали вопрос: когда? Что можно понять: как так получилось, что мы кого-то упустили (может быть, они считали себя справедливыми и порядочными людьми). Известно, что суд касается всех народов. Вопрос адресован не человеку, а общине. Здесь можно увидеть измерение воздействия сообщества. В какой группе ты находишься, такие привычки и приобретаешь. Тот, кто живет в обществе людей с хорошими привычками, делает то же самое. Но если я окажусь в группе ропщущих, эгоистов, то рано или поздно у меня появится шанс стать такими же, как они. Это относится и к семье, как к первой общине, воздействующей на личность, на ребенка, на молодого человека.
Дела милосердия для тела, упомянутые в сегодняшнем Евангелии (единственное, что не упоминается, – это похоронить умершего), являются практическим аспектом религии и очень универсальны. Такого рода потребности должен уметь распознавать и совершать по отношению к другим каждый человек.
Почему по таким основополагающим действиям будем судимы? Разве святость не приобретается через великие поступки, большие дела, о которых все знают и которые повсеместно восхваляются? Иногда именно так понимается суть святости. Нет ничего более ошибочного. Нам порой легче вступить в борьбу за справедливый мир, чем увидеть обычного человека, живущего в этом мире. Мы не всегда можем понять его потребности. Но и под видом помощи бедным коварно развиваются идеологии. И человечество подхватывает их как идеальное решение. Но в идеологии важен не простой человек, а идея. А ведь: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25,40). Всякое человеческое существо является объектом этического долга каждого человека, а не только христианина. В человечестве мы все братья. И нас касается указание: «Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость торжествует над судом» (Иак 2,12–13).
В энциклике «Fratelli tutti» папа Франциск пишет: «Таким образом, любовь – это нечто большее, чем просто ряд добрых поступков. Действия проистекают из единства, все более направленного к другому человеку, который считается ценным, достойным, добрым и прекрасным независимо от его физического и морального аспекта. Любовь к другому человеку из-за того, кто он есть, побуждает нас искать лучшее для его жизни. Только культивируя этот способ отношений друг с другом, мы сделаем возможной социальную дружбу, которая никого не исключает, и братство, открытое для всех (94)».
Посему просим Господа нашего, чтобы Он одарил нас любовью к наименьшим, за которых Он отдал жизнь и в которых пребывает Сам:
О Боже, Троица любви,
из глубокого общения Твоей Божественной жизни
излей на нас поток братской любви.
Даруй нам любовь, отраженную в деяниях Иисуса,
в его семье из Назарета
и в раннехристианской общине. (Fratelli Tutti, 287).
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского – Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове