Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Иисус виноградная лоза

Слово на 5-е воскресенье Пасхи (28.04.2024)

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Деян 9, 26-31

Чтение Деяний святых Апостолов.

В те дни:

26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик. 27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса. 28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса. 29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его. 30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.

31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, созидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 21

Припев: Господа хвалите, племена земные.

26 Воздам обеты мои пред боящимися Его.*

27 Да едят бедные и насыщаются;

да восхвалят Господа ищущие Его;*

да живут сердца ваши во веки!

28 Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли,*

и поклонятся пред Тобою все племена язычников.

30 Будут есть и поклоняться все тучные земли;*

преклонятся пред Ним все нисходящие в прах.

И душа моя при этом будет жить.†

31 Потомство мое будет служить Ему,*

и будет называться Господним вовек.

32 Придут и будут возвещать правду Его людям,*

которые родятся, что сотворил Господь.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Ин 3, 18-24

Чтение первого Послания святого Апостола Иоанна.

18 Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною.

19 И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Богом сердца наши. 20 Ибо, если сердце наше осуждает нас, то тем более Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё. 21 Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, 22 и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. 23 А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. 24 И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам.

ЕВАНГЕЛИЕ Ин 15, 1-8

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

Пребудьте во Мне, и Я в вас, говорит Господь;*

кто пребывает во Мне, тот приносит много плода.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

Чтение святого Евангелия от Иоанна.

В то время: Иисус сказал ученикам Своим:

1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. 2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. 3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. 4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. 5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. 6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. 7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. 8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.

Каждый человек должен кому-то принадлежать. Даже когда кто-то называет себя «свободной птицей», у него есть свои корни и рано или поздно появляется желание вернуться, искать стабильности, поддержки, остаться и быть вместе с другими. Нам нужны корни. Человек без корней не знает, кто он. Он похож на одинокое увядающее растение.

Подобным образом ученику Иисуса необходимо пребывать в Иисусе Христе, как ветви на виноградной лозе. Легко ли и просто это сегодня? Наверное, нет, тем более, что мы слышим столько бездумной критики в адрес верующих и Церкви. Сакраментальная жизнь по Евангелию, вера, заповеди становятся немодной, неудобной, подвергаемой нападкам, высмеиваемой и преследуемой реальностью. Вот почему сегодняшнее Евангелие так важно и необходимо! Мы нуждаемся в укреплении, чтобы пребывать во Христе и оставаться с Ним до конца.

Иисус говорит, что Он истинная виноградная лоза. Символика виноградной лозы берет свое начало в Ветхом Завете. Избранный народ, Израиль, был назван виноградником, который Бог насадил и взлелеял с великой любовью и заботой, но не получил от него желаемого плода (ср. Ис 5,1-7; Иер 2,21). Только Иисус дал Богу то, что Израиль не мог Ему дать. Настоящая, добрая лоза, приносящая плод, — это только Сам Иисус, Сын Божий, о котором Отец заботится с великой любовью, как добрый хозяин. Фактически, Иисус приносит плод, отдавая Свою жизнь и проливая Свою кровь, что является доказательством величайшей любви. (Ин 15, 9. 13; ср. 10, 10 сл. 17). Напомним, что вино, плод виноградника, станет в таинстве Евхаристии сакраментальным знаком крови, пролитой на кресте для скрепления нового завета. Это будет средством участия в любви Иисуса и пребывания в ней (Мф 26, 27; ср. Ин 6, 56; 15, 4. 9 сл.). Иисус — лоза, а мы — ветви, точно так же, как Он — Тело, а мы — члены. Истинный виноградник — это Он, но это также и Его Церковь, члены которой остаются в общении с Ним. Не пребывая в этой общине, мы ничего не сможем сделать. Мы ничего не сможем сделать, не пребывая в Иисусе!

Отец заботливо ухаживает за виноградной лозой, и поэтому она приносит обильный плод. Подобным образом, ученики Христа, как ветви, также способны приносить много плода, потому что Отец особенно заботится о них.  В этой аллегорической картине мы видим таинственные любовные отношения, существующие между Христом-Главой и членами Церкви. Слово Божие из сегодняшнего Евангелия очень сильно подчеркивает отношения верующих со Христом. Греческий термин menein, говорящий об этой связи, означает «пребывать, находиться, обитать». У нас есть описание трех состояний ветвей: они находятся на лозе и не приносят плода, они находятся на лозе и приносят плод, они находятся на лозе и приносят много плода. С этими тремя состояниями связаны три действия: бесплодие приводит к удалению или выбрасыванию ветвей, плодоношение связано с первой обрезкой, то есть очищением посредством слова (ст. 3), и принесение обильного плода является следствием последующей обрезки, выполняемой хозяином.   Пребывание на лозе является предметом заповеди: Пребудьте во Мне, и Я в вас (ст. 4). Пребывание – это деятельность, обязательство, усилие. В чем его суть? Ответ мы найдем далее в этом Евангелии: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви (Ин 15,10). Мы едины со Христом и пребываем в Нем, когда соблюдаем Его заповеди. Потому что любить Его — значит исполнять Его заповеди и хранить Его слово. Он сам убеждает нас в этом: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14, 23).

Сегодня так легко поддаться искушению отказаться от ценностей, принципов, любимого человека, жены, мужа, детей, не прилагать усилий, чтобы выстоять и вместе преодолеть трудности, чтобы победила любовь, а не эгоизм. Все должно быть легко и не ценой усилий. Пребывание и постоянство имеют свою цену… – это любовь, которая готова потерять и отдать свою жизнь.  Плодотворная жизнь, следовательно, состоит в соблюдении заповеди любви к Богу и ближнему, в свидетельствовании и возвещении Слова Жизни всем людям, живущим во тьме греха и смерти. В нашей технологической и информационной цивилизации легко потерять не только христианскую, но даже человеческую идентичность, утратить одну общую истину. Сегодня мы видим искушение воспринимать идентичность только с индивидуальной точки зрения. Поэтому мы участвуем в познании Отца и поклоняемся Ему тем, что, соединенные с Иисусом, приносим плоды. Это наша идентичность и радость! Когда нас преследуют за нашу веру, то в нас преследуют Самого Сына, потому что Он пребывает в нас, а мы в нем! Мы представляем в мире Его голос, Его сердце, Его руки, Его взгляд, Его любовь и присутствие. Выполняя миссию в мире, мы становимся инструментами, которые наш Господь использует для раскрытия Его силы и славы. Жизнь человека в Боге цветет динамизмом и гармонией любви, она созидательна и всегда приносит плоды жизни, а не смерти.

Так что же я делаю для того, чтобы развивать и углублять эту общность с Иисусом? Приносит ли моя жизнь добрые плоды другим и славу Отцу? Насколько важно для меня слово Божие, реализую ли я его в своей повседневной жизни? Насколько значима для меня церковная община – Виноградник Господень, где я могу расти и приносить плод благодаря смерти и воскресению Иисуса?

Ибо насколько Бог ни в чем не нуждается, настолько человек нуждается в общении с Богом. В том и слава человека, чтобы пребывать в служении Богу (Священномученик Ириней Лионский).

Святой Августин объясняет: Ибо тот, кто возомнил, что он сам собой приносит плод, не пребывает на лозе; кто не пребывает на лозе, тот не пребывает во Христе; кто не пребывает во Христе, тот не является христианином.

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского — Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости