ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА, согласно свидетельствам Эгерии (ок. 400 г.), была днем, когда жившие в Иерусалиме христиане собирались в церкви, построенной на Голгофе, и поклонялись Святому Кресту, на котором умер Спаситель. Происходило это около шести часов утра. В полдень верные собирались в церкви снова, чтобы до трех часов дня слушать фрагменты Священного Писания, повествующие о Страстях Христовых.
Ныне Воспоминание Страстей Христовых совершается в послеполуденные часы. В начале богослужения священники в литургических одеяниях красного цвета подходят к алтарю, который символизирует Христа, и простираются перед ним ниц либо становятся на колени, а верующие, собравшиеся на службу, молятся в тишине. Этот обычай переносит нас в Средневековье, тогда священники «лежали крестом» перед алтарем в начале каждой Мессы.
Начинается Литургия Слова, во время которой читаются Страсти Христовы по Иоанну. По древней традиции Страсти могут читать или петь по ролям несколько человек. Литургия Слова завершается торжественной молитвой верных в староримской форме. В идеальном варианте она выглядит следующим образом: диакон, стоя у амвона, дает интенцию молитвы, все присутствующие в церкви молятся в тишине, а затем предстоятель, вознеся руки, читает молитву. Во время молитвы верующие возносят прошения о Церкви и священнослужителях, о единстве христиан, о верующих и неверующих, обо всем мире.
Вторая часть Богослужения — Поклонение Кресту. Существует несколько форм этого обряда, чаще всего оно совершается следующим образом. Постепенно снимая с Распятия фиолетовый покров, священник возглашает «Вот древо Креста, на котором был распят Спаситель мира». Народ отвечает: «Придите, поклонимся». Затем начинается поклонение. По традиции верные целуют распятие, почитая Христовы Страсти. Во время Поклонения исполняются песнопения, написанные еще в VIII веке «Popule meus» («Мой народ») и «Hagios о Theos» («Святый Боже»). В этот день Евхаристической литургии нет. Жертву совершает Сам Христос. Верные причащаются Даров, освященных в Страстной Четверг. С 1622 по 1955 годы в этот день причастие было запрещено, однако папа Пий XII отменил этот запрет.
После Богослужения Пресвятые Дары переносятся на боковой алтарь, который во Многих странах украшается наподобие Гроба, в который был положен Христос. Обычай сооружать Гроб Господень берет свое начало из иерусалимской литургии, ныне он сохранился в восточноеаропейских странах. Этот обряд назывался Depositio crucis — помещение креста в безопасное место. Свидетельства о нем существуют с X века. В Англии крест, завернутый в белое полотно, помещался в специально приготовленное место около алтаря, в Австрии, Баварии и Польше в «гробе» помещалась пресуществленная Хостия. Примерно с XVI века вместе с Хостией клали и крест, а с XIII века только крест.
Фото: с. Оксана