Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Эль Греко Тайная вечеря

Великий Четверг. Воспоминание Тайной вечери

Первому дню Пасхального Триденствия традиция дала много названий: страстной, или великий четверг, воспоминание вечери Господней. Латинское название «natalis calicis» говорит о «рождении Чаши», указывая на установление Евхаристии.

В каком-то смысле Месса Великого четверга – самая обычная Месса (за исключением обряда омовения ног) – но ровно в том смысле, в котором была обычной пасхальной трапезой последняя вечеря Иисуса с учениками. На эту литургию  собирается вся община и сослужат на ней все священники прихода. Если утром в четверг Вы уже были на Мессе освящения елеев, это не будет «заменой» участия в воспоминании Тайной Вечери. С другой стороны, те, кто уже приступал к Причастию утром, могут причаститься еще раз.

Великий четверг парадоксален, в нем соединяется предчувствие Страстей и ликующая радость. Это становится очевидным с первых минут литургии, когда сначала звучит входное песнопение о Кресте Господнем:

«Нам же подобает хвалиться крестом Господа нашего Иисуса Христа, в котором  спасение, жизнь и воскресение наше, через него мы спасены и освобождены» (Гал. 6:14)

А затем, под звон всех колоколов и колокольчиков в храме воспевается столь долгожданный после тишины Великого поста гимн «Слава в вышних Богу». Вспышка света, звука, радости,  – и колокола умолкают до навечерия Пасхи.

Вступительная молитва объясняет собравшимся верным смысл литургии:

«Боже, мы празднуем священнейшую Вечерю, на которой Единородный Твой Сын, прежде чем предать Себя на смерть, заповедал Церкви новую вечную жертву и пир Своей любви. Молим тебя, дай нам обрести в столь дивной Тайне полноту любви и жизни».

Литургия Слова

Чтения Великого Четверга говорят нам о двух пасхальных вечерях: пасхальной трапезе Ветхого и Нового Заветов.

Первое чтение – Исх. 12:1-8, 11-14 – повествует о том, как Господь перед исходом иудеев из египетского плена устанавливает праздник опресноков и заповедует ежегодное вспоминание Пасхи – перехода: для народа избранного это был переход от рабства к свободе, переход через гибельную пучину Красного моря к новой жизни. Переход – начало пути к Земле Обетованной.

И снова можно задуматься: обычно люди празднуют успешное окончание какого-то важного и опасного дела, но не его начало. Что пользы радоваться, если будущее весьма туманно? Что такое земля обетованная и где она – непонятно, да и есть ли она вообще… А в спину дышат покусанные саранчой и мухами египтяне, в пустыне ждут голод, опасности и искушения. Примерно так можно думать о пути в Царствие Христа. Но Господь-то знает, что Земля Обетованная и вправду есть, а Его повеление радоваться и праздновать уже сейчас – гарантия истинности обещаний. Мы никогда не можем  до кона предугадать, насколько велики Его обещания: пресный хлеб и агнец пасхи иудейской – знаки еще неведомого, но грядущего истинного Агнца и истинного Хлеба Жизни. Установление ветхозаветного праздника Пасхи – начало пути к пасхальной трапезе Христа.

О том, что же произошло на этой трапезе, говорит второе чтение (1Кор.11:23-26)Когда апостол Павел передавал слова Господа коринфянам, Он уже знал, воспоминанием  каких событий были чаша и хлеб, раздаваемый Христом: не только преломления Его Тела во время Страстей,  но и воспоминанием Воскресения, в котором людям раздается вино Жизни. Это очевидно для Павла и очевидно для нас, а вот ученики оказались примерно в том же несведущем положении, что и иудеи накануне исхода из Египта.  Учитель призывает вспоминать о Нем, и совершенно ясно: случится что-то страшное и великое.  Но Его слова «сие творите в Мое воспоминание» касаются не только хлеба и вина: они относятся к благодарению, которое Иисус воздал Отцу. За что Он возносит благодарение? За то, чему только предстоит случиться. За то, чего еще никто, кроме Сына и Отца не понимает. «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после», — скажет Иисус Петру в евангельском чтении. Иисус возносит Отцу благодарение за то, чем  станет и куда приведет эта вечеря. Благодарение за будущее – смерть, Воскресение и Царствие.

Евангелие Великого Четверга (Ин. 13: 1-15) далее развивает тему Господней вечери:

Великий Четверг. Воспоминание Тайной вечери 1

«Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира Сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих, сущих в мире, до конца возлюбил их…. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал: знаете ли, что Я сделал вам? …Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».

На первый взгляд может показаться странным, что об установлении таинства Евхаристии говорит второе чтение, а Евангелие так «не сакраментально» повествует «всего лишь» об этической стороне христианства. Служите братьям. Не бойтесь унизиться. Любите друг друга. Об этом Иисус неоднократно говорил и прежде. Но сейчас Он хочет показать нечто большее. Сама Любовь омывает ноги ученикам и делает их чистыми: «омытому нужно только ноги умыть, ибо чист весь». Первое омовение – принятие Благой Вести и вера в Сына Божия – уже совершилось (и для апостолов накануне смерти и Воскресения Христа, и для катехуменов, ожидающих погружения в Его смерть и Жизнь); второе омовение, о котором своими действиями говорит Иисус – Таинства. Видимые и такие простые знаки невидимого действия Любви. Что означает «быть чистым»? Для иудеев только состояние ритуальной чистоты позволяло предстоять в правде пред лицом Божиим. Но то очищение, о котором говорит Иисус, позволяет уже не только предстоять пред Богом, но и соединиться с Ним. Все семь таинств Церкви, совершаемые преемниками апостолов – очищение человека Любовью и соединение его с Отцом.

Обряд омовения ног

Великий Четверг. Воспоминание Тайной вечери 1

После Евангелия и проповеди совершается обряд омовения ног – не только оживающая иллюстрация Евангелия, не только «пророчество в действии» но и уместное напоминание о том, что на литургии священник действует In persona Christi. По-латыни этот ритуал называется mandatum – «наказ», «заповедь» («Заповедь новую вам даю, да любите друг друга»). Священник  снимает орнат, и омывает и вытирает ноги двенадцати мужчинам.

Омовение ног гостям в древности считалось жестом гостеприимства, память об этом сохранило Средневековье. Устав св. Бенедикта (гл. 53) предписывал аббату и остальным братьям перед трапезой омывать ноги гостям, уделяя особенное внимание беднякам и путешественникам. До литургической реформы омовение совершали после Мессы лишь епископы и настоятели монашеских общин, теперь же оно происходит в каждом приходе (где, разумеется. удается отыскать двенадцать достаточно смелых мужчин). Этот обряд призван напомнить, что все мы, бедняки и странники, покрытые пылью долгой дороги, приглашены на трапезу Господню, а Он Сам встречает и приветствует нас в дверях.

После обряда mandatum Евхаристическая литургия продолжается обычным образом. Разница начинает ощущаться только тогда, когда после причащения верных киворий с Телом Христовым не убирается в дарохранительницу, а остается на алтаре.

После заключительной молитвы Пресвятые Дары с пением гимна «Возвеличим велегласно тайну Тела Божия» («Pange, lingua, gloriosi Corporis mysterium») торжественно переносятся в так называемую «темницу» — в часовню, на боковой алтарь или в какое-то другое специально приготовленное место, где они будут сохраняться обязательно укрытыми от взоров людей.

Тем самым Церковь вспоминает события, разворачивавшиеся после вечери: одиночество Иисуса в Гефсиманком саду, арест, бегство учеников, ночное пребывание во дворе первосвященника, обвинение синедриона. «Душа Моя скорбит смертельно: побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. 26:38) – призывает Иисус. На храм опускается тишина и темнота: гасятся лампады и светильники, не звучат музыкальные инструменты. Это еще не тьма смерти, но темнота одиночества и оставленности живого, такого живого Человека.

Тем временем с главного алтаря снимаются все покровы, убираются крест и свечи. Алтарь остается совершенно пустым, обнажается. (Denudatio altarii — обнажение алтаря символизирует снятие одежд с осужденного Иисуса, Его абсолютную незащищенность и уязвимость в предстоящих страданиях). Завтра на алтаре не будет совершаться евхаристическая Жертва.  Завтра мы увидим, как истинным алтарем станет Крест.

День священника

Установив в Великий Четверг на Тайной Вечере Таинство Евхаристии, Иисус, чтобы было возможно совершение этого Таинства «до скончания века», установил также Таинство Священства. И с самого начала существования Церкви Христовой жизнь каждого христианина тесно связана со священниками. В Таинстве Крещения священники вводят нас в ранг детей Божьих. В Таинстве Миропомазания укрепляют нас в вере и дают силы для христианской жизни. В Таинстве Елеопомазания укрепляют больных. Преподают Таинство Брака. В Таинстве Покаяния отпускают нам грехи. А в конце жизненного пути предают нас в Руки любящего Небесного Отца. И самое главное – без священников не было бы Евхаристии: когда священник in Persona Christi (от имени Христа) произносит Тайноустановительные слова, совершается чудо Пресуществления хлеба в Тело Христово, а вина – в Кровь Христову. Поэтому мы и чествуем священников в Великий Четверг, это – их день. Но не только в Великий Четверг, а также в течение всего года мы должны молиться за священников и благодарить Бога за великий Дар Священства.

Анастасия Паламарчук, рускатолик.рф

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости