«Исповедайся в грехах по меньшей мере раз в год»
1. Святой Иоанн Павел II говорил: «Не забывайте, что деньги, богатство и различные удобства этого мира исчезают. Человеческая личность важнее, чем вещи, а душа важнее, чем тело». В заботе о своей душе, о достижении вечной жизни и созерцания Бога лицом к лицу, Церковь, как самая заботливая мать обязывает второй церковной заповедью нас, своих детей, чтобы мы, по крайней мере, один раз в год примирились с Богом и людьми в Таинстве покаянии.
2. В Катехизисе Католической Церкви говорится, что «Вторая заповедь («Исповедоваться в грехах своих, по меньшей мере, раз в год») обеспечивает подготовку к Евхаристии через принятие таинства Примирения, которое продолжает дело обращения и прощения, начатое в Крещении» (ККЦ 2047; ср. Компендиум ККЦ 432). Существует также четкая норма в Кодексе канонического права, которая гласит: «После достижения сознательного возраста каждый верный обязан хотя бы раз в год верно исповедаться во всех своих тяжких грехах»(ККП, кан. 989).
Утверждение, что к таинству Покаяния должны приступить «по меньшей мере, раз в год» следует понимать, как обозначение абсолютно необходимого минимума, а не достаточной нормы, при исполнении которой мы можем чувствовать, что всё в порядке. Частая исповедь помогает в духовном развитии, формирует здоровую и чуткую совесть, повышает открытость к Святому Духу.
3. Чтобы лучше понять дух второй церковной заповеди, следует обратиться к истории. Практика покаяния существует в Церкви с давних времён. Она берёт начало в событиях, описанных в Евангелии. Формы покаяния в истории Церкви менялись. В первые века христианин, который совершал смертный грех, мог получить прощение, исповедуя его перед главой христианской общины и выполняя епитимию. До исполнения епитимии, христианин временно исключался из церковной общины, а потом снова становился желанным и принятым ею. Это исключение из общины и отстранение в среду кающихся сопровождалось надеванием покаянной одежды и посыпанием пеплом и происходило за несколько недель до Пасхи. Завершалось отлучение от общины в Чистый четверг или в Великую субботу.
Практика публичного покаяния сохранялась до середины средневековья. На рубеже нового тысячелетия, она уступила место регулярной личной исповеди. IV Латеранский Собор в 1215 году обязал христиан исповедовать свои грехи, по крайней мере, один раз в год. Была сформулирована обязанность (кан. 21) совершения ежегодной исповеди перед приходским священником (настоятелем) или с его разрешения перед другим священником, что гарантировало принятие Причастия на Пасху.
4. На раннем этапе истории Церкви, в Таинстве Примирения акцентировался элемент самого покаяния и умилостивления за грехи, поэтому это таинство и называли покаянием. В средние века акцент сместился на исповедание грехов перед священником, которое считалось самым важным и самым трудным, поэтому это таинство называлось исповедью. Сегодня не отказываясь от этих элементов, надо больше, чем раньше, учитывать общественный характер покаяния.
Христиане призваны Богом к святости. Его началом является решительное обращение, которое начинается с признания своей греховности. «Тот, кто исповедует свои грехи, — учит св. Августин — уже работает вместе с Богом. Бог осуждает твои грехи, если ты также осуждаешь их, соединяешься с Богом». (Св. Августин, Трактат о Евангелии св. Иоанна, 12; ср. ККЦ 1458).
5. Запомните: Таинство покаяния было установлено тогда, когда Христос дал Апостолам власть отпущения грехов. Церковь во благо своих детей, велит приступить к нему, по крайней мере, один раз в год, чтобы можно было достойно принять святое Причастие в Пасхальный период и радоваться в полной мере тайной Воскресения Господа.