Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

majowe_dragula_tekst

Май месяц Девы Марии

Католическая Церковь посвящает месяц май Пресвятой Богородице Деве Марии. В эти дни также существует традиция совершения т.н. «майских богослужений»

Могут возникнуть вопросы: «Почему Деве Марии посвящен именно май месяц?» или «Где и когда возникла эта древняя традиция?». Для этого, давайте обратимся к истокам этой прекрасной традиции и, боле того, постараемся, чтобы она вошла и в нашу религиозную жизнь.

История 

Некоторые историки, предполагают, что у начал этой традиции лежит борьба с языческими культами. На Востоке май посвящался богине Артемиде, а в Риме весной почитали богиню Флору. Церковь, особенно в Средневековье, приложила немало усилий, чтобы  «окрестить» языческую традицию и направить ее в иное русло. 

Истоки майских богослужений можно найти на греческом Востоке, где уже в V веке в верующие в мае собирались и пели гимны,  прославляющие Деву Марию. На Западе первые попытки посвящения месяца мая Богородице впервые встречается в Испании переломе XIII – XIV веков.  Король Кастилии и Леона Альфонсо X, автор сборника из 420 песнопений, посвященных Деве Марии (Cantigas de Santa María) в одной из кантиг Ben vennas Mayo, связывает месяц май с Пресвятой Богородицей. 

Один из доминиканских мистиков блаж. Генрих Сузо в своих сочинениях вспоминает, что, будучи ребенком, собирал цветы и приносил их Марии. Во многих житиях святых и монастырских хрониках можно прочитать о майском почитании Пресвятой Девы. Хорошим  тому примером служит св. Филипп Нери, который собирал детей у скульптуры Богоматери, призывал их к молитве и складывал вместе с ними цветы к ее стопам. Впервые же, май был назван месяцем Марии в 1549 году в книге  Вольфганга Сейдля «Духовный май», изданной в Германии. 

Однако, центром майских богослужений, откуда они распространились по всему миру, стала Италия. В начале XVII века, майские богослужения совершали итальянские доминиканцы, в частности в Фьезоле, где горячим проповедником этих служб был о. Анджело Доминико Ждуинжи. Он в 1676 году основал братство Comunella, целью которого было почитание Пресвятой Девы, особенно в мае. 

Вторым, значимым для майского культа, местом был Неаполь. Здесь с 1674 года в мае в храме святой Клары совершались ежедневные богослужения, на которых пели богородичные песни, а в завершении благословляли присутствующих Святыми Дарами. 

Отцом майских богослужений считается иезуит о. Ансолани, живший на переломе XVII – XVIII веков. Он организовывал в королевской часовне специальные концерты богородичных песнопений, которые завершал благословением Дарами. 

Великим пропагандистом майских богослужений был иезуит о. Альфонс Муццарелли, который в 1787 году издал специальную брошюру и разослал ее всем итальянским епископам. Его молитвенник выдержал около 70 изданий. Он же ввел богослужение в римском храме Иль Джезу. Сопровождая папу Пия VII в Париж, он привнес это богослужение и во Францию. Затем эта практика распространилось по многим иезуитским монастырям и учебным заведениям. 

25 марта 1915 года Пий VII написал буллу, посвященную майским богослужениям, даровав полную индульгенцию всем, кто принимает в них участие. Это еще больше способствовало распространению традиции. 

В 1965 году Папа Павел в специальном письме, посвящённом месяцу маю, призывал верующих сохранять эту традицию. Он писал:» Пусть Та, что  пережила тревоги и тяжести земной жизни, усталость ежедневных забот, трудности и испытания бедности и страдания Голгофы,  в час нужды придёт на помощь Церкви и человечеству.» 

Лоретанская литания

В 1859 году папа Пий IX утвердил, существующую до сих пор, форму майских богослужений, состоящих обычно из Лоретанской литании, проповеди и торжественного благословения Дарами.

Лоретанская литания – главная часть майских богослужений. Свое название она берет от итальянского города Лорето, где в местной базилике хранится т.н. Святой дом (Santa Casa), фрагменты жилища Пресвятой Богородицы. Именно здесь Литания Пресвятой Деве была особенно популярна. Однако считается, что появилась она в XII веке во Франции. Первая ее версия не сохранилась. Существовало несколько вариантов текста. Один из них в 1575 году руководитель хора в Лорето Констанцо Порта положил на музыку. Это и способствовало популяризации именно этого варианта, ставшего известного теперь во всем мире. 

В 1581 году Папа Сикст V даровал индульгенцию, всем читающим эту литанию. С  годами в ее текст добавлялись  все новые и новые воззвание, что вынудило в начале XVII века Священную конгрегацию обрядов запретить самовольные добавления. Тем не менее, изменения в текст вносились, но уже с одобрения Ватикана. Самое последнее изменение было внесено решением Папы Франциска ватиканская Конгрегация богослужений и дисциплины Таинств добавила в Лауретанскую литанию Пресвятой Богородице три новых воззвания.

Папа Франциск, пожелал, чтобы в Литанию Пресвятой Деве Марии, называемую Лауретанской, были добавлены воззвания ‘Mater misericordiae’ (‘Матерь милосердия’), ‘Mater spei’ (‘Матерь надежды’) и ‘Solacium migrantium’ (‘Утешение мигрантов’). Первое воззвание будет помещено после ‘Mater Ecclesiae’ (‘Матерь Церкви’), второе после ‘Mater Divinae gratiae’ (‘Матерь благодати Божией’), третье после ‘Refugium peccatorum’ (‘Грешникам прибежище’)».

 
Что мы можем сделать в месяц Марии? 

Для развития духовной жизни в месяц Марии, мы можем:

1. Размышлять над основными тайнами жизни Пресвятой Девы Марии.

Размышление требует полного вовлечения разума, воображения, а также всего сердца, для того чтобы углубиться в те добродетели, которые пережила Богоматерь в течении своей жизни. 

Например, мы можем поразмышлять над тем, как поступала Мария, во время: 

Май месяц Девы Марии 1

— Благовещения (Лк. 1,26)  
— посещения Елизаветы (Лк. 1, 39)  
— Рождество Иисуса Христа (Лк. 2,1)  
— Сретение Господне (Лк. 2, 22)  
— когда Иисус был потерян, а затем найден в храме (Лк. 2, 40)  
— свадьба в канне Галилейской (Ин. 2,1)  
— У подножья Креста (Ин. 19,25 

2. Вспоминать о явлениях Пресвятой Девы Марии. 

Май месяц Девы Марии 2

В Фатиме (Португалия); в Лурде (Франция); а также в Гваделупе (Мексика), Пресвятая Дева Мария сообщает нам различные послания, о той любви, которую Она испытывает к нам — своим детям. 

3. Размышлять над четырьмя догматами о Богородице: 

— Непорочное Зачатие: Единственная женщина, которую Бог, по спасительным заслугам Иисуса сохранил от первородного греха и одарил полнотой Благодати. 

— Её Божественное Материнство: Пресвятая Дева Мария является Матерью Иисуса Христа, Сына Божья. 

— Её Вечная Девственность: Мария зачала от Духа Святого, поэтому Она всегда была Девой. 

— Её вознесение: Пресвятая Дева Мария, в конце своей жизни, была телом и душою взята на небо. 

4. Вспоминать и почитать Марию, как Матерь всего человечества. 

Пресвятая Дева Мария всегда заботится о нас и помогает нам во всём, о чём мы нуждаемся. Она помогает нам победить искушение и сохранить и остаться в состоянии благодати и дружбе с Богом, чтобы достичь Царствия Небесного. Мария – Матерь Церкви. 

5. Размышлять над основными добродетелями Пресвятой Девы Марии. 

Мария была женщиной жившей в глубокой молитве, всегда находилась близко к Богу. Была смиреной женщиной, то есть, скромной; была благородной, не думала о своем комфорте, чтобы отдать себя людям; имела огромную любовь, любила и помогала всем без разницы; была услужливой и внимательной к Иосифу и Иисусу; жила с большой любовью и радостью; была терпеливой к своей семье и к окружающим; и принимала волю Бога в своей жизни. 

6. Жить истинным и реальным почитанием Марии. 

Стараться приложить усилия для того, чтобы жить как её дети. Это значит: 

— Смотреть на Марию как на Матерь: высказывать Ей все, что с нами происходит, хорошие и плохие вещи. Обращаться к Ней в любой момент.  
— Доказать нашу любовь в Ней: делать то, что угодно Марии и вспоминать о Ней в течении дня. 
— Полностью уповать на Неё: вся благодать, которые нам дал Иисус, проходят через руки Марии. Она ходатайствует перед своим Сыном о нас и наших трудностях. 
— Подражать Её добродетелям: это значит, самым лучшим образом доказывать нашу любовь к Ней. 

7. Читать молитвы, специально посвящённые Марии. 

Май месяц Девы Марии 3

Церковь предлагает нам красивые молитвы, как например Ангел Господень (которая обычно читается три раза в день, утром, в полдень и вечером), Царица Небесная (читается в Пасхальное время), Лоретанская литания, Святой Розарий. 
В конце нашего рассуждения было бы не плохо процитировать слова, которые произнёс Папа Римский, Бенедикт XVI в полдень 30 апреля, пред тем как прочитать молитву «Царица Небесная» «Regina Caeli» перед паломниками, собравшимися на площади св. Петра. 

«В дни, последовавшие за воскресением Господа, апостолы держались рядом друг с другом, утешаемые присутствием Марии, а после Вознесения усердствовали вместе с Ней в молитвенном ожидании Пятидесятницы. Матерь Божия была для них матерью и наставницей, и эту роль Она продолжает исполнять по отношению к христианам всех времен. Каждый раз, в пасхальное время, мы более глубоко переживаем этот опыт, и, наверное, именно поэтому народная традиция посвятила месяц май Марии – месяц, который обычно приходится между Пасхой и Пятидесятницей. Потому этот месяц, который мы начинаем завтра, поможет глубже осознать материнскую функцию, которую Она исполняет в нашей жизни, дабы мы всегда были послушными учениками и смелыми свидетелями воскресшего Господа. Вверим Марии нужды Церкви и мира, особенно в это омраченное немалыми трагедиями время» 

Подготовлено для блога icatholic.ru

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости