ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Деян 10, 34а. 37-43
Чтение Деяний святых Апостолов.
В те дни: 34 Петр отверз уста и сказал: 37 вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: 38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом; потому что Бог был с Ним. 39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. 40 Сего Бог воскресил в третий день и дал Ему являться 41 не всему народу, но свидетелям, предызбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. 42 И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. 43 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 118
Припев: Сей день сотворил Господь, радуемся ныне.
1 Славьте Господа, ибо Он благ,*
ибо вовек милость Его.
2 Да скажет ныне Израиль:*
Он благ, ибо вовек милость Его.
16 Десница Господня высока,*
десница Господня творит силу!
17 Не умру, но буду жить*
и возвещать дела Господни.
22 Камень, который отвергли строители,*
соделался главою угла.
23 Это от Господа,*
и есть дивно в очах наших.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ Кол 3, 1-4
Чтение Послания святого Апостола Павла к Колоссянам.
Братья:
1 Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. 2 О горнем помышляйте, а не о земном. 3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. 4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
ЕВАНГЕЛИЕ Ин 20, 1-9
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
Пасха наша, Христос, заклан за нас.*
Посему станем праздновать в Господе.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.
+Чтение святого Евангелия от Иоанна.
1 В первый день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. 2 Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. 3 Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. 4 Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. 5 И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. 6 Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, 7 и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. 8 Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. 9 Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.
С верой провозглашаем: Христос воскрес! И с верой отвечаем: Воистину воскрес и мы вместе с Ним!
Это центр нашей веры, суть христианства. Если бы не факт Воскресения, тщетной была бы наша вера и напрасной надежда (см. 1Кор 15,17). Между тем, в Евангелиях описывается способ, как прийти к этой вере. Они рассказывают о том, каким образом ученики убедились в этом факте. Каждый, кто отправился к гробу, где было положено тело Иисуса, должен был преодолеть не только физическое расстояние, избрав определенный путь, но нужно было пройти и путь духовный. Петру и Иоанну необходимо было превозмочь свой страх и печаль. Они должны были пройти путь внутренних сомнений и разочарований, то есть выйти из своих страданий и замкнутости.
Петр вошел в могилу первым, что согласно Традиции является выражением не только уважения со стороны младшего Иоанна, но также признанием первенства, признанием «Главы» Церкви в соответствии со словами Иисуса: «ты Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16,18). «Главе» Церкви надлежит обозначение реальности, диагноза и, наконец, руководство Церковью. Поэтому Петр отмечает то, что видит: в порядке и гармонии сложенные пелены свидетельствуют о том, что произошло нечто неестественное, неземное. Тело, конечно, не было украдено. Можно сказать, что Петр вершит суд разума. Но только в случае с Иоанном мы слышим: увидел и уверовал. Но оттуда они идут вместе. Возвращаются к своей реальности, к своей жизни. «Вера и разум подобны двум крылам, на которых дух человеческий возносится к созерцанию истины», – написал Иоанн Павел II, начиная свою энциклику «Fides et ratio».
В нашей человеческой и христианской жизни нуждаемся в разумном суждении о событиях, но нам также необходима вера, чтобы эти события видеть в свете Божьей мудрости. Только вера даст нам ответ на вопрос: почему что-то происходит так, а не иначе. Божье действие невозможно постичь без веры. Конечно, разум в этом незаменим.
Петр и Иоанн возвратились к себе, размышляя о произошедшем, но никому об этом не рассказали. Свидетельством и возвещением благой вести о воскресении Господа занялись Мария Магдалина и другие женщины. Ученики не могли совместить свои знания, опыт, полученный у пустого гроба, с писаниями, возвещавшими о Воскресении Иисуса. «Возвратились к себе» можно объяснить следующим образом: они размышляли, обдумывали, не знали, что с этим фактом надо сделать. Может быть, сами еще не зная об этом, нуждались в подтверждении, которое последовало позже, когда Иисус, несмотря на закрытую дверь, пришел к ним, показывая свои раны и пронзенный бок.
У нас самих в жизни неоднократно возникают проблемы с признанием победы Иисуса. Мы фокусируемся на настоящем моменте, особенно если он болезненный, отмеченный муками и страданиями. Таким временем является нынешняя охватывающая мир пандемия, требующая от нас усилий веры в то, что Бог в свою пору явит добро и покажет Свою победу. Мы привыкли к той жизни, которую до сих пор вели, и тут выясняется, что нужно многое изменить, от многих вещей отказаться, чтобы защитить жизнь не только свою, но и других. Человек веры, пребывающий во мраке жизни и непонимании этой жизни, должен выйти из этой тьмы и, подобно Марии Магдалине, бегущей к гробу, обнаружить, что камень уже отвален. В Иисусе Христе мы уже можем видеть победу нашей повседневной борьбы, наших поражений и потерь, наших гробов. «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (ср. Кол 3,3). Эта вера да оживит нас в эти пасхальные праздники. Позвольте нашему Воскресшему Господу вывести нас из тьмы смерти к свету жизни. И так мы будем с Ним вечно.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове