Католическая церковь Оренбурга

Католическая Церковь г. Оренбурга

«Приход Пресвятой Богородицы Лоретанской»

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

кесерево весарю

Слово на 29 рядовое воскресенье

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Ис 45, 1.4–6

Чтение книги пророка Исаии.

1 Так говорит Господь помазаннику Своему Киру:

Я держу тебя за правую руку,

чтобы покорить тебе народы,

и сниму поясы с чресл царей,

чтоб отворялись для тебя двери,

и ворота не затворялись.

4 Ради Иакова, раба Моего,

и Израиля, избранного Моего,

Я назвал тебя по имени,

почтил тебя, хотя ты не знал Меня.

5 Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня;

Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня,

6 дабы узнали от восхода солнца

и от запада, что нет кроме Меня;

Я Господь, и нет иного.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 96

Припев: Господу воздайте славу и честь.

1 Воспойте Господу песнь новую;*

воспойте Господу, вся земля.

3 Возвещайте в народах славу Его,*

во всех племенах чудеса Его!

4 Ибо велик Господь и достохвален,*

страшен Он более всех богов.

5 Ибо все боги народов – идолы,*

а Господь небеса сотворил.

7 Воздайте Господу, племена народов,*

воздайте Господу славу и честь.

8 Воздайте Господу славу имени Его,*

несите дары, и идите во дворы Его.

9 Поклонитесь Господу во благолепии святыни.*

Трепещи пред лицом Его, вся земля!

10 Скажите народам: Господь царствует!*

Он будет судить народы по правде.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Фес 1, 1-5b

Чтение первого Послания святого Апостола Павла к Фессалоникийцам.

1 Павел и Силуан и Тимофей – церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.

2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших, 3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим, 4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия; 5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением.

ЕВАНГЕЛИЕ Мф 22, 15-21

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

Вы сияете, как светила в мире,*

содержа слово жизни.

Аллилуия, аллилуия, аллилуия.

+Чтение святого Евангелия от Матфея.

В то время:

15 Фарисеи совещались, как бы уловить Иисуса в словах. 16 И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо; ибо не смотришь ни на какое лицо. 17 Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? 18 Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? 19 Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. 20 И говорит им: чье это изображение и надпись? 21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

«Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу», – эти слова Иисуса практически стали пословицей, которую повторяют не только христиане, но и неверующие или верующие других конфессий. Однако все ли мы имеем в виду то, что Иисус хотел нам сказать? Как мы понимаем эти слова Господа? Стоит сегодня задуматься на мгновение над их значением, чтобы посмотреть, как они относятся к нашей жизни.

В Евангелии мы слышим о непростой ситуации, в которой оказался Иисус. Фарисеи, которых касались притчи Господа, хотят, во что бы то ни стало, устранить Его, потому что видят в Нем угрозу. Однако они знают, что это не просто, потому что для окружающей Его толпы Иисус был Учителем и Пророком, Авторитетом, который слушали. Чтобы не подвергать себя опасности со стороны толпы, фарисеи ставят Иисусу словесную ловушку: они спрашивают Его о налоге, который должны были платить Риму все израильтяне (кроме детей и стариков) в знак подданства. «Позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» – звучит вопрос оппонентов. Ситуация кажется безвыходной, так как любой ответ может быть использован против Иисуса. Если скажет, что не должны платить налог, значит Он противостоит правящей власти и будет убит как бунтарь. Если же Он поддержит налог, то потеряет авторитет у людей, которые так стремились освободиться от правления Рима. Но Иисус видит лукавство своих собеседников и дает такой ответ, который закрывает рот всем: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Иисус не оспаривает власть, так как Он знает, что она также устанавливается Богом. Нужны те, кто во благо других будут заботиться об интересах страны, общества, народов. Политическая власть необходима для упорядоченной общественной жизни. То, какие люди эту власть обретают и как ею пользуются, – совсем другое дело. Но даже если это совершается ненадлежащим образом, мы уверены, что каждый будет отчитываться перед Богом за возложенные на него задачи. Иисус признает человеческую власть, но указывает, что над всем есть еще и Бог. Мы слышим это в Его разговоре с Пилатом: «Ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше».

Итак, что мы должны отдавать Богу, а что кесарю? Тертуллиан, объясняя слова Иисуса, писал так: «Монета, на которой выгравирован портрет кесаря, принадлежит кесарю, но человек, который носит в себе образ Божий, принадлежит Богу». Другой древний автор писал: «Образ Бога выгравирован не на монете, а на людях. Монета кесаря – золото, монета Бога – человечество». Согласно этим утверждениям, земной власти должны подчиняться только в области права и исполнения обязанностей, вытекающих из закона, установленного при условии, что он не противоречит повелениями Божьими. А Богу мы должны отдать наши тела, душу, волю, всего человека, как писал Иларий из Пуатье. Мы должны подчинить нашу жизнь господству Творца, позволить Ему реализовать в нас и через нас Свою волю. Это происходит, когда мы живем по Евангелию, когда открываем миру в наших словах, действиях и образе жизни истину, что мы принадлежим Единственному Богу, и нет других богов. Мир предлагает нам много идолов, пытаясь тем самым размыть в нас образ и подобие Бога. Но мы призваны быть стойкими в нашем христианском призвании, осознавая, кому мы принадлежим.

Иисус своим ответом, адресованным фарисеям, побуждает нас сегодня задать себе вопрос: кому я принадлежу? Кто мой Господь и Бог? Отвечая, однако, стоит помнить, что, как кесарь через налоговое законодательство требует свое изображение, выгравированное на римской монете, так и Бог потребует, чтобы Его образ был запечатлен в человеке.

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского – Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Новости