ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Деян 2, 1–11
Чтение Деяний святых Апостолов.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. 2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 4 И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. 6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. 7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? 8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. 9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, 11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ Пс 104
Припев: Пошли дух Твой, Господи, и обнови лице земли.
1 Благослови, душа моя, Господа!*
Господи, Боже мой! Ты дивно велик.
24 Как многочисленны дела Твои, Господи!*
Земля полна произведений Твоих.
29 Отнимешь дух их – умирают,*
и в персть свою возвращаются.
30 Пошлешь дух Твой – созидаются,*
и Ты обновляешь лице земли.
31 Да будет Господу слава во веки;*
да веселится Господь о делах Своих!
34 Да будет благоприятна Ему песнь моя;*
буду веселиться о Господе.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ 1 Кор 12, 3b–7. 12–13
Чтение из первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам
Братья:
3 Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.
4 Дары различны, но Дух один и тот же; 5 и служения различны, а Господь один и тот же; 6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. 7 Но каждому дается проявление Духа на пользу.
12 Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. 13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
ЕВАНГЕЛИЕ Ин 20,19–23
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
Приди, Дух Святой, озари сердца Твоих верных и зажги в них огонь Твоей любви.
Аллилуия, аллилуия, аллилуия.
+ Чтение из святого Евангелия от Иоанна.
19 В тот первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Иисуса, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! 20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. 21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. 22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. 23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
Надежда дружит с настойчивостью. В этот юбилейный год христиане особенно размышляют на тему надежды, являющейся не только теологической добродетелью, но и мотиватором, без которого невозможно жить. А когда мы говорим о христианской жизни, мы имеем в виду заповеди. В свою очередь, заповеди не могут быть исполнены без Святого Духа, который был дан нам для того, чтобы мы могли жить с любовью, то есть любить и принимать любовь.
Сегодняшнее Евангелие дает нам понять, что Святой Дух не только наш Утешитель в скорбях и страданиях, не только Защитник от Обвинителя (Сатаны) и греха, но и Дух Истины, напоминающий нам о словах Иисуса, Его учении, ведущем к спасению. Бог сделал для нас все, чтобы мы могли жить счастливо здесь, на земле, как совершенные люди. Возможно ли это среди стольких страданий, которые каждый человек, вследствие первородного греха, по-разному получает как бы в «посылке»?
Надежда дружит с упорством. Паломники настойчиво стремятся к цели. А какова цель нашей жизни? Касаются ли наши цели только мирского? Если так, то мы должны знать о современных путях стремления к совершенству. Во многом это одиночество и индивидуализм. Они выражаются в следующем: когда мы создаем свой имидж, свою самобытность, мы не стремимся строить прочные отношения и общие связи. Мы сосредоточены только на самореализации и достижении счастья. Такое отношение может привести к разрушению нашей собственной человечности.
Иисус говорит нам сегодня: вы будете соблюдать Мои заповеди, поэтому Святой Дух приходит в общину верующих, которые имеют твердую надежду на исполнение слов Евангелия. «А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5,5). Надежда позволяет нам наслаждаться жизнью сегодня и смотреть в будущее, и в конечном итоге ожидать вечной жизни. Да, наша надежда касается вечности! Но было бы ошибкой думать, что когда-нибудь, в далеком будущем, что-то сбудется, и пренебрегать настоящим. Блез Паскаль предостерегал от такого мышления: «Мы никогда не задерживаемся в настоящем. Мы вспоминаем прошлое; мы предвкушаем будущее, словно хотим поторопить его слишком медленный шаг, или вспоминаем прошлое, чтобы остановить его мимолетность. Мы так неосмотрительны, что блуждаем по недоступным нам временам и вовсе не думаем о том единственном времени, которое нам принадлежит… Пусть каждый разберется в своих мыслях. Он увидит, что все они заняты прошлым или будущим. Мы почти не думаем о настоящем, а если и думаем, то лишь для того, чтобы в нем научиться получше управлять будущим. Настоящее не бывает никогда нашей целью… мы вообще не живем, но лишь собираемся жить…». Так получается, что постоянно думая о светлом будущем, мы впадаем в горечь. Но разве нельзя жить красиво и счастливо здесь и сейчас? Разве Божьи обещания касаются только будущего? Разве Он не хочет для нас счастья на земле? Нет! Бог через Иисуса Христа в Святом Духе действует в мире и в нас здесь и сейчас. Наша надежда основана на верности Бога, который не оставляет нас одних в дни скорби и несчастья. Эта надежда дружит с упорством.
Святой Дух защищает нас от сомнений, от подобия любви и лжи. Он учит нас, что «мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?» (Рим 8,24). Таким образом, надежда приводит нас к уверенности в том, что обещания Христа сбудутся, поэтому мы можем постоянно думать о себе как о гражданах неба, где у нас есть жилище в доме Отца (см. Ин 14,2). Если мы сомневаемся в этом, Святой Дух напоминает нам о желании Иисуса, чтобы «каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, чтобы вы не обленились, но подражали тем, которые верой и долготерпением наследуют обетования» (Евр 6,11-12). Таким образом, надежда представляется нам как надежный и крепкий якорь души (ср. Евр 6,19), чтобы мы могли основывать свою жизнь на Боге, быть уверенными, что зло будет побеждено, и жить вечностью уже сейчас.
«Приди, Дух Святой, сладкий гость души, воспламени наши сердца непоколебимым убеждением, что Бог верен нам, дай нам настойчивую надежду и радость от такой жизни, какую мы имеем сегодня!»
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове